Смольный избежал серьезного секвестра бюджета и даже намерен нарастить расходы. Правда, самые большие суммы, как и предупреждала «Фонтанка», пойдут на выполнение обязательств эпохи Матвиенко перед инвесторами.
Комитет финансов закончил корректировку бюджета на 2016 год. Ведомство предлагает увеличить расходы казны на 2,9 млрд, до 494 млрд, ожидая при этом, что на столько же вырастут и доходы – до 436 млрд. Таким образом, формально никакого секвестра не произошло, хотя еще в феврале глава комитета Алексей Корабельников разослал во все смольнинские ведомства "письма счастья" с предложением добровольно сократить расходные обязательства на 5-6%.
Весенняя корректировка – особый жанр бюджетного романа. Комитеты и районные администрации пытаются вскочить в последний вагон и зарезервировать средства под конкретные проекты на текущий год. Больше такой возможности уже не будет. В предыдущие, докризисные годы в закромах казны всегда был резерв для удовлетворения этих аппетитов. Однако сейчас таких запасов нет. Как рассказал журналистам глава комитета финансов Алексей Корабельников, ведомство не намерено менять планы по налогу на прибыль (108,3 млрд рублей). Тем более что и его еще нужно выполнить: окончательное понимание, удастся ли собрать эти деньги, будет в апреле, когда все крупнейшие налогоплательщики сдадут годовые отчеты.
В Смольном ожидают, что доходная часть бюджета прирастет лишь на 1,5 млрд рублей за счет более активной работы ГИБДД с нарушителями правил дорожного движения. А также благодаря высоким процентным ставкам по банковским депозитам: ведь комитет финансов время от времени размещает в частных и государственных банках от 3 до 5 млрд рублей, выручая от этих операций несколько миллиардов ежегодно. Еще 1,4 млрд должен прислать федеральный бюджет, в основном – на лекарства для детей-инвалидов.
В условиях отсутствия резервов по доходам выгоднее всего было вносить в бюджет минимальные корректировки. Тем более что в соответствии с действующим законодательством дефицит не может быть более 15% от доходной части, то есть, в нынешних параметрах, 64 млрд рублей. А он уже – 58,6 млрд рублей. Однако ряд факторов не позволил Смольному отсидеться в этих бюджетных кустах. В основном из-за обязательств, доставшихся в наследство от эпохи Валентины Матвиенко. Наконец, как и в предыдущие годы, было решено наращивать социальные обязательства, несмотря на кризис: например, расходы комитета по здравоохранению вырастут более чем на 2 млрд.
Наследие Матвиенко
Самым тяжелым обязательством является необходимость резервировать деньги для покрытия выпадающих доходов консорциума "Магистраль Северной столицы", который контролирует ВТБ и Газпромбанк. Сейчас инвестор строит центральный участок ЗСД и одновременно взимает плату за проезд по южному и северному, полностью построенным за счет бюджета. В соответствии с концессионным соглашением, с 2016 года – после начала эксплуатации ЗСД на всем ее протяжении – Смольный обязуется компенсировать расходы концессионера, если доход от сбора платы будет меньше 9,6 млрд рублей. И все бы ничего, но все в том же соглашении уже прописан пессимистичный прогноз: в ближайшие пять лет эта планка недостижима, поэтому город должен будет заплатить до 17 млрд рублей (http://www.fontanka.ru/2016/02/20/118/).
В итоге Смольный должен был закрепить в этом году за комитетом по инвестициям около 4,1 млрд рублей, которые может получить "Магистраль Северной столицы" по итогам финансового года. Впрочем, теоретически концессионер может затребовать меньше, и тогда возникнет бюджетная экономия. Однако это будет понятно лишь в конце декабря, а пока комитету финансов пришлось снимать деньги с других нужд.
Второе обязательство пока висит, словно дамоклов меч, но не падает на голову чиновников. В феврале "ВТБ Девелопмент" сдала в эксплуатацию первую очередь "Невской ратуши", куда должны переехать ряд городских комитетов. Стоимость выкупа помещений оценивается в 14 млрд рублей. Формально деньги на эти цели пока не зарезервированы, так как Смольный намерен проверить адекватность оценки инвестора. Однако к маю, когда будет приниматься корректировка, проверка уже может быть завершена. И тогда придется закладывать миллиарды на офисы, которые городу, в общем-то, не очень нужны сейчас. Наименьшее из зол в этой истории – это десятилетняя рассрочка, за которую сейчас бьется город на переговорах. В таком случае можно будет платить по 1,4 млрд рублей ежегодно. Существует еще вариант по переуступке права выкупа сильной структуре, вроде "Газпрома", однако пока исключительно теоретический.
А вот ситуация со стадионом выглядит загадочной. Накануне подготовки корректировки комитет по строительству попросил коллег из финансового блока увеличить смету с 35 млрд до 35,5 млрд – для того, чтобы "Инжтрансстрой-СПБ" мог купить подорожавшее импортное оборудование. Однако Алексей Корабельников, встречаясь с журналистами, заявил, что никакой заявки не видел, поэтому смета остается прежней. В Смольном говорят, что это политический вопрос: сейчас ведутся переговоры с крупными строительными компаниями, чтобы они, грубо говоря, скинулись на стадион. Ранее по такой же схеме были найдены средства для пешеходного моста на Крестовский остров: его будут строить на деньги дорожных предприятий, которые якобы решили добровольно помочь городу.
Кого стригут
С кого снимают деньги? Адресная инвестиционная программа, в которую закладываются конкретные строительные объекты, похудела на 4,4 млрд рублей. Как говорит Алексей Корабельников, все проекты в АИПе остались, просто часть средств с текущего года была переброшена на последующие финансовые периоды. Например, на путепровод в промзону "Металлострой" направят 500 млн рублей вместо 661 млн, на мост через остров Серный – 2,4 млрд вместо 3 млрд, на школу в Металлострое –100 млн вместо 400 млн.
"Мы перебрасывали финансирование по тем объектам, по которым сейчас есть сложности. Или контракт разорван, или работы приостановлены из-за необходимости переносить коммуникации, или заложены слишком большие суммы, которые физически не успеть освоить", – объясняет Алексей Корабельников. Больше всего в результате этой чистки инвестиционных конюшен пострадали крупнейшие распорядители – комитет по строительству, комитет по энергетике и комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Впрочем, не все деньги, взятые с реальных строек, пойдут на выполнение обязательств перед инвестором ЗСД. Так, в правительстве наконец ужаснулись картинкам, которые любит рисовать глава КРТИ Сергей Харлашкин, пугая тем, что гости чемпионата мира по футболу будут ездить по разбитым дорогам: его ведомство получило около 500 млн рублей на текущий ремонт дорог. Меньше будут пугать болельщиков и фонтаны с горячей и холодной водой, бьющие из-под асфальта: комитет по энергетике получил на ремонт сетей дополнительные 500 млн.
В поисках дополнительных денег чиновники финансового блока основательно потрясли также и жилищный комитет. На капремонт домов теперь выделят 5,9 млрд вместо 6,9 млрд, аргументируя такой шаг тем, что, как и в 2015 году, около 1 млрд все равно останется не потраченным из-за проблем с подрядчиками. Больше повезло комитету по благоустройству, в котором, получив первоначально разнарядку по секвестру, схватились за волосы: из-за новой методики уборки, при которой используется минимум соли, расходы дорожных предприятий существенно выросли. "Деньги на зиму мы потратили еще в феврале", – говорят собеседники в ведомстве. В итоге с уборки дороги сняли только 100 млн, оставив 6,6 млрд рублей.
"Жить можно", – прокомментировал наш собеседник в ведомстве.
Зато административный секвестр, несмотря на широкую пиар-кампанию, пока дает небольшие плоды. Смольнинский гараж недополучит только 30 млн рублей, проездив около 740 млн рублей. После того, как было решено не индексировать зарплату чиновников ускоренными темпами, удалось освободить целых... 130 млн рублей. В частности, содержание губернатора и спикера ЗакСа теперь обойдется в 3,353 млн вместо 3,412. А обещанное сокращение сотрудников городского правительства так и не произошло, поэтому оценить финансовые последствия этого шага в комитете финансов затрудняются.
Для проведения разрекламированных увольнений осталось не много времени: первое чтение корректировки бюджета в ЗакСе намечено на конец апреля, второе – на середину мая.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"