Из-за сотни ящиков редкого коньяка ФСБ повторно обрушилась на первого бизнесмена Петербурга Дмитрия Михальченко. «Фонтанка» полистала его дело и официально заявляет – бессмертия не существует.
Ухмыльнулась история еще 15 марта этого года. В тот день одновременно с первым в своей жизни обстоятельным интервью Дмитрий Михальченко встретил и свой первый обыск. И то и другое не могло увильнуть от журналистов из-за масштаба фигуры. По рейтингу коллег из «Делового Петербурга» (они и разговорили не подозревающего о грядущих неприятностях миллиардера), он – бизнесмен-2015 №1. Но и этого мало. До того вторника он был еще и самым влиятельным. Чего порой демонстративно и не скрывал.
В ночь с 14 на 15 марта ФСБ провела мероприятия по уголовному делу, возбужденному в мае 2013 года. Оно касается в том числе реставрации крепости в Изборске Псковской области, где, по версии Следственного комитета, пропали около 200 миллионов бюджетных рублей. В 2012 году Минкульт заключил контракт на сумму в 300 миллионов рублей с петербургской компанией ЗАО «Балтстрой» на ремонт и реставрацию стен и башен крепости. Компания же имеет отношение к холдингу «Форум», совладельцем которого и является Михальченко. Тогда сотрудники ФСБ провели ряд обысков, в том числе и в загородном доме Михальченко, а также увезли в Москву генерального директора ЗАО «Балтстрой» Дмитрия Сергеева. Где он и был арестован вместе с фигурантами из Министерства культуры – заместителем министра культуры Григорием Пирумовым и остальными ответственными работниками.
Понятно, что первая волна ударила Михальченко лишь репутационно. Ведь к нему в кабинет в знатном офисе холдинга «Форум» и в загородный дом пришли только с обысками. Сегодня же, 29 марта, масштабные обыски в Петербурге идут по уголовному делу, где уже в постановлении четко указаны три фамилии. Это сам Дмитрий Михальченко, совладелец компании «Контрейл Логистик Северо-Запад» Анатолий Киндзерский и генеральный директор «Юго-Восточной торговой компании» Илья Пичко. Само уголовное дело возбуждено на днях в Следственном комитете Москвы по части третьей статьи 200.2 УК РФ – «Контрабанда алкогольной продукции в организованной группе в особо крупном размере».
Юридически эти две компании, работающие с грузами в порту Усть-Луга, никак не связаны с Дмитрием Михальченко. Однако, по версии следствия, именно эти операторы оказывали элитным ресторанам, принадлежащим Михальченко, услугу по доставке раритетных вин и коньяков.
Фактически же история началась еще 5 марта, когда сотрудники службы экономической безопасности УФСБ по Петербургу и Ленобласти обнаружили на территории Усть-Лужского контейнерного терминала 23 контейнера с мясными деликатесами, задекларированными как «чипсы». Помимо этого контрразведчики нашли два контейнера с редчайшим коньяком Courvoisier (в частности, производства 1912 года) стоимостью около полумиллиона рублей за бутылку. Также говорят и о высоких французских винах.
Кстати, эта находка стала продолжением мероприятий ФСБ в рамках доследственной проверки деятельности крупного экономического оператора «Контрейл Логистик Северо-Запад». Так, 29 февраля на территории порта уже вскрывались контейнеры, а также был блокирован выезд транспорта с территории терминала.
Если после первого удара Михальченко дал «Фонтанке» не без самоиронии интервью, где вынужден был признать, что неприкасаемых не существует, то 29 марта с утра все его мобильные телефоны постоянно заняты. Учитывая шквал слухов о том, что Михальченко задержан в столице, куда, кстати, он прилетел вечером 28 марта, «Фонтанка» намекает: иногда контрразведчики, забирая средства связи у фигуранта, включают на них эту лукавую функцию. Таким образом сотрудники создают видимость, что их клиент просто много разговаривает, а не изолирован. Впрочем, аналогичные слухи будоражили бизнес-сообщество и две недели назад.
А с утра 29 марта в Петербурге начали происходить события, которые, безусловно, войдут в историю городского бизнеса. На Литейный, 4, прибыла бригада сотрудников центрального аппарата ФСБ. Ее для выполнения задачи было недостаточно, и были привлечены под сотню оперативников Службы экономической безопасности регионального УФСБ. Всех разбили на группы, каждой – по конверту, в конверте – по постановлению на обыск, а внутри адреса. Уровень секретности стоял такой, что первоначально одним объявили, что это продолжение работы по Минкульту, другим – мол, очередная серия по скандальному делу КОМИ.
Причем, в отличие от обычных серийных обысков, эти шли по более сложной траектории. Группы заходили на нужные объекты не одновременно. Первым нейтрализовали начальника службы безопасности холдинга «Форум» Бориса Коревского. Его, полковника полиции в отставке, бывшего замначальника Управления экономической безопасности ГУ МВД, в нашем городе знают с большой буквы. И он действительно решает вопросы. Коревский был под наружным наблюдением уже несколько дней, вот к нему аккуратно подошли в кафе «Идеальная чашка» на Каменноостровском проспекте и отвезли в его же кабинет в «Форуме». После чего, по информации «Фонтанки», увезли на допрос. И только после этого спецназ «Град» порадовал бизнес-центр «Сенатор» на Профессора Попова, 37, где начались обыски в компании «Контрейл». Нескольких сотрудников увезли и оттуда.
Другие группы ждали сигнала. Очевидно, команда зависела от телефонных переговоров нескольких фигурантов, которые контролировала техническая служба ФСБ. Потом обыск начался на автобазе в Петергофе, а вскоре и в других местах.
Но при всем уважении к дорогущим французским винам, за которые мало кто из рестораторов хочет платить установленную государством пошлину, сегодня весь бизнес-Петербург говорит, конечно, не о контрабанде алкоголя. Да и точно не о серьезных таможенных игроках, вписанных в постановление этого уголовного дела. Ключевой смысл только один. Михальченко называется. Чтобы прочувствовать уровень – не поленитесь, хотя бы бегло взгляните на схему его империи, сооруженную «Деловым Петербургом». А это, между прочим, только для начала – введенный недавно в эксплуатацию морской порт Бронка, ресторанная группа FORUM (например лаунж-ресторан мировой сети Buddha-Bar St.Petersburg), крупнейший в Европе в своей нише Прядильно-ниточный комбинат имени Кирова, один из лидеров России на рынке внутрискважинного оборудования завод «Измерон», компания №1 в стране по реставрации "БалтСтрой", и даже компании эксклюзивной дистрибуции премиальных марок одежды Zilli, Kiton, Frette и Canali, девелоперская компания «Стимул СКТ», ну и "Единый центр документов".
Пока автор писал статью, ему активно звонили на телефоны, выговаривая ворох политологических домыслов.
Московская версия, разумеется, рвется к кремлевским высям. Все понятно, ведь и российские СМИ публиковали информацию об исторической близости Михальченко и 70-летнего начальника ФСО Евгения Мурова. И об этом бесконечно толковали предприниматели Петербурга. Таким образом, это крыло приговорило Мурова, не без оснований полагая, что задержание Михальченко мог санкционировать только директор ФСБ Бортников. Да еще не без кивка лидера. Местное же мнение на ситуацию не настолько завораживает космическим блеском.
У нас, в невской глубинке, комментаторы, которые по пять раз брали с автора обещание на них не ссылаться, больше склоняются к роли личности в истории. Вернее, к тому, как Дмитрий Михальченко при всей своей мощи все-таки себя переоценил.
Действительно, несмотря на то, что Михальченко теснейшим образом увязан с властью, в том числе и федеральной, невзирая на то, что под ним стратегические объекты, такие как порт Бронка, и только сумасшедший может ляпнуть о его нелояльности Кремлю, последние пару лет его окутала мифология. Дескать, он может всё со всеми вытекающими. А даже в деловых людях заложена вера в мифы. И неважно уже, соответствуют ли они действительности. А где мифы, там и высокие фамилии. Еще немного, и наверху начинается раздражение от их произношения.
«Фонтанка» обращает внимание, что в последнее время, когда о Михальченко беседовали даже доверительно, его стали называть Дмитрий Павлович. А это своего рода философский сигнал. И вот как необычно для высокопоставленного сотрудника Лубянки выразился наш собеседник: «напомню вам мораль одной русской сказки: Кащей ошибся, когда посчитал, что он бессмертный».
Никто пока из опрошенных нами официально представителей ФСБ и Следственного комитета не проронил ни слова. На что они рассчитывают? Уже только ленивый не сообщил, что Дмитрий Михальченко задержан. «Фонтанка» старается быть предельно корректной, мы пока не можем это подтвердить. Но его влиятельный телефон десятый час подряд все занят.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"