Конституционный суд сегодня рассмотрит первое дело о неисполнении решений Европейского суда по правам человека. Резонансный процесс назначен в КС на 10 утра.
Заявителем значится министерство юстиции, его интересы представляет уполномоченный России при ЕСПЧ Георгий Матюшкин. Ведомство будет доказывать, что заключённые в России не имеют права голосовать, несмотря на противоположное решение Страсбурга.
Напомним, конфликты между Россией из ЕСПЧ, и, в частности, между Конституционным судом и ЕСПЧ, в последние 5-6 лет – не редкость. «Дело Анчугова и Гладкова» – одно из звеньев в этой цепи. Сергей Анчугов и Владимир Гладков были осуждены за убийства в середине 1990-х. Из-за этого мужчины не смогли проголосовать на нескольких думских и президентских выборах – такую возможность для зэков запрещает Конституция. Ущемление в правах мужчины оспорили в Страсбургском суде, который отнёсся к ним сочувственно: в 2013 году ЕСПЧ заявил, что право избирать XXI веке – норма, а не привилегия. Россию попросили смягчить запрет, например, разрешить участвовать в выборах людям, которые совершили не самые тяжёлые преступления.
Наша страна на это не пошла, заявив, что для этого придётся править Конституцию. В 2015 году Конституционный суд принял постановление, в котором позволил сам себе блокировать отдельные постановления ЕСПЧ . Сегодняшнее дело – по сути, пробный шар, где обкатывается эта технология.
– Ни Европейская конвенция, ни основанные на ней правовые позиции Европейского суда не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции, – пишет в запросе в КС Георгий Матюшкин. – В ситуации, когда самим постановлением Европейского суда… неправомерно затрагиваются нормы и принципы Конституции, допускается отступление от выполнения возлагаемых на Россию обязательств.
В подтверждение своих слов Матюшкин ссылается на Венскую конвенцию о праве международных договоров, а также на заключение Центризбиркома. В 2015-м он признал невозможным исполнение решения ЕСПЧ по делу Анчугова и Гладкова.
Сегодня на заседании в КС выступят и представители других органов власти – Госдумы, правительства, Совета Федерации, президента. Кроме того, возможно, слово дадут и приглашённым экспертам-правоведам. Судьи примут решение в закрытом режиме и провозгласят через несколько недель.