Крупнейший продавец смартфонов «Евросеть» объявил о вступлении в ценовую войну, а «Связной» готов к ней присоединиться. Официальный противник — серый рынок, но удар скорее направлен против компании МТС, еще раньше вставшей на путь демпинга, считают эксперты.
Один из крупнейших в России продавцов мобильной электроники – «Евросеть» – объявил о грядущем снижении цен на смартфоны до 50%. Официальное обоснование — нужно стимулировать спрос и задавить серый рынок. Однако, по мнению экспертов, речь идет скорее об ответном ударе по сети «МТС», демпинг которой в прошлом году привел к тому, что из портфеля «Евросети» исчез бренд Samsung. Однако проигравшими в ценовой войне окажутся в основном небольшие региональные сети.
Компания «Евросеть» объявила о масштабном снижении цен на смартфоны. Как пояснила «Фонтанке» PR-директор компании Ульяна Смольская, в акции примут участие 200 позиций, а максимальная скидка достигнет 50%. Дисконт будет обеспечен за счет увеличения в три раза объемов закупок.
Впрочем, реальные масштабы распродажи пока явно меньше заявленных. Так, в разделе «Цены снижены» на сайте ретейлера при выборе региона «Петербург» сейчас отражаются скидки на 51 смартфон, из них 33 — бренды первого эшелона (Apple, Sony, HTC, LG, Lenovo, Microsoft), тогда как остальные — Б-бренды (ZTE, Fly, Alcatel).
Среди А-брендов самая большая скидка на устройства Sony – от 7 до 23%. Самая маленькая на Apple – от 2,5 до 8%. На HTC дисконт составил от 6 до 19%, на Lenovo – от 7 до 10%, на LG – от 8 до 13%.
Как пояснили в компании, такое расхождение связано с тем, что в разных регионах доступны разные смартфоны. «Но в целом по сети речь идет примерно о 200 позициях», – сообщили в пресс-службе. Что касается максимальной скидки, то сейчас с дисконтом в 50% доступно, к примеру, устройство LG L Fino D295, которое можно купить в Москве.
К «Евросети» в ближайшем будущем может присоединиться и «Связной». По данным газеты «Ведомости», этот ретейлер недавно также увеличил объем заказов у вендоров, что может свидетельствовать о подготовке к участию в «ценовой войне». Но на сайте сети скидок пока не появилось. На запрос «Фонтанки» к моменту публикации компания не ответила.
Game of smartphones
На демпинг «Евросеть» толкнула якобы в первую очередь забота о своих клиентах, которые из-за кризиса не могут позволить себе дорогой телефон. «Акция не имеет срока, мы намерены изменить в принципе ценообразование рынка, понизив стоимость смартфонов для россиян», – прокомментировали «Фонтанке» в пресс-службе ретейлера.
Кроме того, ценовая война поможет сокрушить игроков, промышляющих незаконно ввезенным товаром. «Наша цель – убрать так называемых «серовозов», которые обманывают и государство, и потребителя. Одним не платят налоги, другим не предоставляют гарантийный сервис», – отмечают в «Евросети».
Однако, по мнению участников рынка, опрошенных «Фонтанкой», ими список проигравших в ценовой войне не ограничится.
«Демпинг крупнейших ретейлеров — это симметричный ответ на то, что сделал в прошлом году МТС», – считает генеральный директор петербургской сети «Кей» Михаил Иващенко.
Напомним, прошлой весной компания снизила цены на ряд смартфонов, в первую очередь на продукцию Samsung, объявив, что жертвует прибылью ради того, чтобы нарастить клиентскую базу и больше заработать на операторских сервисах. После этого «Евросеть» отказалась от продаж Samsung, официально объяснив это чрезвычайно высоким процентом возвратов из-за неисправности техники. Вслед за ней это сделал «Связной», который контролирует компания Solvers Олега Малиса, брата президента «Евросети» Александра Малиса.
«Samsung — один из ведущих брендов смартфонов. Этой весной компания обновила линейку, и это сейчас оттянуло к ней внимание от других брендов, поэтому они («Евросеть». — Прим. ред.), вероятно, роняют цену как раз на те модели, на которых МТС зарабатывал», – говорит Михаил Иващенко.
В самой «Евросети» отношение с МТС не комментируют, однако источник, близкий к компании, подтвердил, что скидочное предложение составлено таким образом, чтобы «на каждую модель Samsung нашлось 3 – 4 устройства других брендов со сходным функционалом и по меньшей цене».
Другие сети, не отказавшиеся от Samsung, ввязываться в ценовую войну пока не торопятся. «Мы управляем объемами и ценами своим чередом, без реактивных ответных действий», – заявил «Фонтанке» директор сети «Юлмарт» Сергей Федоринов.
В «М.Видео» сообщили, что не принимают участия в ценовых войнах, однако в рамках программы «Гарантия лучшей цены» покупатель, который найдет у конкурента более выгодную цену, может приобрести товар по той же стоимости и в магазина ретейлера.
Однако, по мнению Михаила Иващенко, остаться в стороне не удастся никому. «Чтобы не потерять покупателя, производить корректировки все же придется», – говорит он.
Снижение цен будет происходить и за счет того, что на фоне укрепления рубля многие вендоры снизили закупочные цены. Однако само по себе изменение курса не сможет обеспечить скидку более 10%, считает директор «Кей».
«Плохо от ценовой войны будет всем, поскольку у всех упадет прибыль», – комментирует глава NB Company Андрей Годунов. Но сложнее всего придется региональным игрокам с небольшими объемами. «За счет скидок нарастить продажи вряд ли получится — в кризис люди не купят больше, чем собирались до этого», – отмечает он.
«Потребитель, конечно, выиграет из-за снижения цен, но нужно быть готовыми к тому, что качество сервиса неизбежно будет падать — чтобы не уйти в минус, сети начнут экономить буквально на всем», – заключает Михаил Иващенко.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»