В Герценовском университете собирались, да не выбрали ректора. Срыв связывают с возможным слиянием вуза с Госуниверситетом, а идею объединения приписывают Кропачеву.
В марте 2016 года педагогический университет им. Герцена должен был выбрать нового ректора. Действующий глава вуза Валерий Соломин, пришедший на эту должность пять лет назад, принял решение уйти — летом ему исполнится 65. В декабре 2015 года было объявлено о начале проведения выборной процедуры. «Наследство» преемнику Соломина перепадает неплохое.
На сегодняшний день РГПУ имени Герцена включает 21 факультет, 89 направлений подготовки докторантов и аспирантов, 3 филиала: в Выборге, Волхове и Дагестане. Материально-техническую базу университета (без учета филиалов) составляют 67 зданий общей площадью 145 тысяч кв. м. В постоянном пользовании находится 18 земельных участков общей площадью 57 га. Имеется собственный профилакторий, здравпункт, типография, общежития для проживания студентов в черте города. Ежегодно РГПУ получает почти миллиард рублей в качестве субсидии из федерального бюджета, столько же — из других источников. На дневном, заочном и вечернем отделениях обучается более 20 тысяч студентов и аспирантов.
Как рассказал «Фонтанке» президент РГПУ им. Герцена Геннадий Бордовский, вуз выдвинул на пост ректора три кандидатуры: первого проректора университета Сергея Гончарова, проректора по международному сотрудничеству Дмитрия Бойкова и проректора по учебной работе Виталия Кантора.
«Они все разного возраста, разного опыта, но имеют необходимую квалификацию, почетное звание и ученые степени. С вузом они связаны много лет», – отметил Бордовский. Также на участие в выборах ректора заявился самовыдвиженец, председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов.
В университете «варяга» встретили напряженно, но были уверены, что проректоры смогут составить ему конкуренцию, досконально зная о проблемах вуза. Но потом стали происходить события, которые поставили под сомнение безоговорочную победу вузовского кандидата. Для начала по неизвестным причинам были сняты с выборов Бойков и Гончаров. «Аттестационной комиссией было отсеяно два кандидата, но по каким критериям, неизвестно. Комиссия их не сообщает, и это непрозрачно. Иначе мы могли бы знать, почему тот или другой кандидат не допущен», – пояснил Бордовский.
После отсеивания в Минобре кандидаты начали предвыборную кампанию. И Тарасов, и Кантор представили коллективу свои программы развития университета. Кантор утверждал, что РГПУ идет по правильному пути развития, и он намерен этот путь поддерживать, программа Тарасова построена из обратного утверждения — альма-матер педагогики необходимо поднимать с колен. В числе проблем вуза Тарасов перечисляет, например, позиционирование абитуриентами вуза себя менее успешными, чем абитуриенты классических университетов, снижение привлекательности вуза, недооценку значимости гуманитарной подготовки.
Как говорит президент вуза Бордовский, встречи с преподавательским составом проходили доброжелательно, общение было конструктивным: «Претензий ни у кого не было. Все ходили на встречи, дискутировали. У Кантора, конечно, видение проблем университета в целом и больше изнутри. Тарасов активно позиционировал себя как человек, имеющий тесные связи с министерством, и говорил о поддержке со стороны ведомства».
В начале марта университет отправил в Минобрнауки бумаги с предложением согласовать дату выборов на 31 марта, однако никакого ответа не получил. «Мы неоднократно к ним обращались с просьбой ускорить момент назначения даты выборов, однако реакции не последовало. Неожиданно 30 марта, перед конференцией, Тарасов принес заявление о снятии своей кандидатуры. А это автоматически означает, что выборную кампанию придется проводить заново», – рассказал Бордовский.
Ни коллективу, ни пока еще ректору вуза Тарасов свое «дезертирство» не объяснил. Не смог он этого сделать и в разговоре с «Фонтанкой»: «Вы знаете, в соответствии с положением, любой кандидат имеет право сняться с выборов в любой момент. Какие у меня были мотивы, я не буду комментировать. В любом случае университет не останется без руководства, не вижу никакой трагедии, назначат и.о., потом — снова выборы».
Вот как раз в этом — назначении и.о. – в РГПУ трагедию видят. Так как выборы сорваны, Минобразования, после того как закончится действие договора нынешнего ректора Соломина, может назначить исполняющего обязанности по собственному усмотрению и на неопределенный срок.
«Снимая свою кандидатуру, Тарасов заведомо шел на срыв выборов. Он мог донести информацию о своем нежелании участвовать в выборах до конференции по-другому. Теперь же пришедший со стороны человек может долгое время оставаться на этой должности, сможет уволить, кого захочет, и тем самым подстроить трудовой коллектив под нужный ему результат на выборах», – говорит профессор кафедры русской литературы, депутат ЗакСа Александр Кобринский.
«Коллектив находится в неопределенности. То, что произошло, означает возможные проблемы для вуза», – добавил Бордовский.
31 марта преподавательский состав вместо сорванной выборной конференции проголосовал за обращение к министру образования Дмитрию Ливанову с просьбой назначить исполняющим обязанности Виталия Кантора. Аналогичное обращение поддержали в петербургском ЗакСе. С речью на комиссии по образованию в понедельник, 4 апреля, выступил депутат, почетный профессор РГПУ Алексей Воронцов: «В министерстве ведут себя неоднозначно, по неофициальным данным, нам пришлют стороннего человека. Я мог бы даже назвать имя, кому это нужно, но здесь пресса».
Неофициально в ректорском сообществе и Законодательном собрании говорят, будто бы срыв выборов в РГПУ является некой многоходовкой. Якобы ее итогом должно стать назначение в качестве и.о. ректора Тарасова, а после – тот должен повести вуз к объединению с СПбГУ. Авторство этого плана приписывают руководству СПбГУ.
Стоит отметить, что сама по себе идея подобного слияния не нова. Ее и ранее периодически поднимали на различных совещаниях в профильном министерстве. Еще в 2008 году вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов озвучивал мысль о необходимости слияния педагогических университетов с классическими: «Я бы жестко отметил, что сохранение развития качественного педобразования не тождественно сохранению и развитию педвузов. Есть, во-первых, другие уровни образования, педколледжи, ИПК, во-вторых, есть масса непрофильных вузов, в которых успешно реализуется программа педагогического образования».
Более того, тенденцией последних лет стало укрупнение и объединение государственных вузов схожей направленности. Так, например, в конце 2012 года произошло объединение ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и ГУСЭ. С момента слияния вузы даже набрали несколько позиций в рейтингах вузов (так, по данным рейтинга «Эксперта РА», в 2012 году ИНЖЭКОН занимал 41-ю строчку в топ-100 России, а в 2015-м СПбГЭУ – уже 34-ю позицию).
Впрочем, собеседники «Фонтанки» без энтузиазма говорят об идее объединить РГПУ и СПбГУ и настаивают на том, что преподавательский состав должен самостоятельно решать, как развиваться вузу. Между тем даже сами собеседники «Фонтанки» говорят о том, что никаких документов о предполагаемых намерениях слияния попросту нет. Советник ректора СПбГУ Николая Кропачева Иван Засурский также сообщил, что не видит оснований предполагать, что такие дискуссии ведутся: «У университета нет проблем ни со зданиями, ни со студентами. А Николай Михайлович (ректор СПбГУ. — Прим. ред.) борется сейчас за качество, а не за количество».
Не поддержал конспирологии об объединении вузов и областной чиновник Сергей Тарасов, которого прочат на место и.о.: «Сам я предлагать свою кандидатуру на и.о. не собираюсь, собирается ли Минобр выдвигать меня, не знаю — это надо у них уточнять. Что касается объединения, то таких идей у меня не было. Это мой родной вуз, никаких подобных планов я не имел».
Остается только добавить, что Университет имени Герцена – один из последних оплотов вузовской демократии в стране. В Министерстве образования взяли курс на переход к системе вертикали власти в сфере образования. Так, выборы в МГУ и СПбГУ упразднены. В ряде вузов в Петербурге уже несколько лет управляют исполняющие обязанности ректора (например, в Академии им. Штиглица и Полярной академии), в иных российских высших учебных заведениях изменили уставы, передав полномочия по выбору руководства Министерству образования (например, в МПГУ). В Северной столице ректоров пока еще выбирают в Лесотехническом университете, университете им. Лесгафта, ИТМО, Технологическом институте, Аграрном и Горном университетах.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»