Бывший вице-губернатор Марат Оганесян дебютировал на публике в новом качестве, встретившись с дольщиками развалившегося «СУ-155». Корреспондент «Фонтанки» увидел в его переговорах противостояние брутального мужчины и разгневанных женщин.
Когда весной 2015 года Марат Оганесян стремительно покинул Смольный, мало кто ожидал, что он вернется в наш город. Уж слишком большой флер скандалов сопровождал его уход. Однако спустя год он стал старшим вице-президентом государственного банка «Российский капитал» и главным ответственным за достройку 27 тысяч квартир по всей стране, которые не смогла сдать компания «СУ-155». 8 апреля он прибыл в наш город для решения проблем почти 5 тысяч петербургских дольщиков, купивших жилье в комплексах «Каменка» и «Новая Каменка» в Приморском районе.
Еще в бытность вице-губернатором Петербурга, Марат Оганесян прославился как жесткий, но талантливый переговорщик. Участники совещаний с его участием рассказывали про быстрый переход с «вы» на «ты» даже в обращении с людьми старшего возраста, про легкий матерок. Но одновременно, отмечали они, в определенный момент Оганесян мог смягчиться, пошутить, задобрить оппонента, оставшись в целом на своих позициях.
Все эти таланты, безусловно, необходимы ему на новой должности старшего вице-президента банка «Российский капитал», который принадлежит государственному Агентству по страхованию вкладов. Именно «Российский капитал» выбран в качестве санатора некогда могучего «СУ-155». В соответствии с принятой схемой, банк получает от государства деньги на достройку комплексов, а затем возвращает их за счет продажи еще нереализованных квартир. Схема абсолютно новая: ее спешно утвердили в конце 2015 года в виде поправок к закону «О банкротстве», специально для решения проблем с развалившейся империей «СУ-155».
До встречи с Оганесяном у петербургских дольщиков «СУ-155» было много вопросов к этой схеме. Во-первых, земля под комплексом «Каменка» (из девяти домов) находится в залоге у банка «Зенит». Поэтому все права на собственность кажутся гражданам весьма зыбкими. Во-вторых, они уже несколько месяцев требуют от застройщика новый график достройки и не понимают, почему никто не может его предоставить. В-третьих, они обсуждают фигуру самого Оганесяна, указывая, что именно он продлевал еще хромавшему «СУ-155» разрешение на строительство, когда работал в Смольном.
«Мне звонят много людей, рассказывают, что в Питере дольщики будут проводить акции против Оганесяна. Если не устраиваю, я могу уйти», – с такого хода начал встречу старший вице-президент «Российского капитала». Поговорить с главным куратором стройки пришла только инициативная группа дольщиков – около десяти человек. По всем традициям жанра, встреча прошла на стройплощадке – в бытовом вагончике, все стены которого были оклеены схемами и графиками.
«Не надо», – отреагировала на заявление дольщица Анастасия, приехавшая на стройку на окраине Приморского района в деловом костюме и с тщательным макияжем. В дальнейшем она выступала в роли «доброго следователя», который в целом выступает на стороне бывшего вице-губернатора.
«Мнения у граждан могут быть разные», – дипломатично высказалась сидевшая рядом Елена. Она, наоборот, все время наседала на Марата Оганесяна, играя в тандеме с Анастасией роль «злого следователя».
Получив вербальную поддержку, старший президент «Российского капитала» продолжил. «Мы не занимаемся политикой. Понятно, что сейчас эту ситуацию, с учетом наличия пяти тысяч дольщиков, будут раскручивать всевозможные "поля". И я прошу вас поговорить с людьми именно в таком ключе и не раскачивать их, перекрывая дороги».
Дольщики промолчали, явно желая сначала услышать ответы на основные вопросы, прежде всего – по графику производства работ. В «Каменке» два корпуса были введены еще в конце 2015 года, но готовы примерно на 90%: часть внутренних работ еще не завершена. Готовность еще двух корпусов составляет около 60%. В «Новой Каменке», расположенной напротив через проспект Королева, большинство зданий находятся на стадии фундамента – из земли торчат только изрядно потрепанные петербургским климатом сваи.
Однако Марат Оганесян, как ни пытали его женщины, не смог предоставить столь желанного графика. Но сослался на уважительную причину. В соответствии с принятой схемой, генеральным подрядчиком останется «дочка» «СУ-155» – компания «Росстрой», на которую записаны все договоры долевого участия. По словам Оганесяна, деньги на достройку будут перечислены только после того, как в «Росстрое» введут процедуру наблюдения и откроют специальный счет, доступ к которому не будут иметь кредиторы. Вердикт Арбитражный суд должен вынести 18 апреля.
«Страна гуляет часто и много, поэтому начало мая у нас выпадает. Но в 20-х числах я планирую начать работы по всем объектам, по всей площадке», – заверил Марат Оганесян, добавив, что тогда и будет готов график. А раньше, до введения процедуры наблюдения, он не готов его представить. Но зато пообещал, что каждую неделю в Интернете будет публиковаться подробный отчет по всем объектам.
«А нельзя ли отсрочить введение наблюдения? Ведь мы входим в процедуру банкротства, а потом банк "Зенит" заявляет свои требования. Люди боятся этого», – напомнила дольщица Елена о том, что земля под «Каменкой» находится в залоге у банка.
Эта проблема решается, заверил Оганесян. После встречи с дольщиками представители «Российского капитала» должны были подписать соглашение с «Зенитом». В соответствии с ним, «Зенит» готов отказаться от залога в обмен на участки в других регионах страны, которые есть в земельном портфеле «СУ-155». Однако дольщиков это не успокаивало.
«Банк продаст фундамент и наши сваи, мы получим по две копейки». «Не все дольщики находятся в Петербурге, не все еще оформили собственность, хотят сделать это до процедуры наблюдения». Вопросы сыпались, так что в какой-то момент Оганесян воскликнул: «Что вы как в курятнике?! Давайте по очереди!» Несколько раз получалось, что дольщики задавали вопросы одновременно, и старший вице-президент «Российского капитала» нетерпеливо махал рукой в сторону одного из спрашивающих, прося его подождать.
«Вы уже два раза такой жест в мою сторону делаете!» – игриво реагировала на такой способ модерации дольщица Анастасия в деловом костюме.
«Вы все равно меня любите», – парировал Марат Оганесян с улыбкой.
«Женщины любят поступки», – прокомментировала одна из дольщиц.
Настойчивость Анастасии объяснима: она купила долю в паркинге на территории «Каменки». Однако на паркинги и нежилые помещения, в отличие от квартир, не распространяются требования закона «О банкротстве», по которому требования дольщиков удовлетворяются в первую очередь. Поэтому она опасается, что в ходе банкротства потеряет право на уже оплаченное машино-место. Марат Оганесян признал этот пробел и заверил, что в апреле будет встречаться с депутатами Госдумы для внесения поправок. Однако Анастасия, сверкая ярким маникюром, все равно наседала.
«Позвони мне в пять, я уточню, что можно сделать. Но проблема будет решена, тысяча процентов», – попросил ее в итоге Оганесян, за один час перейдя на «ты» в соответствии с лучшими традициями смольнинских совещаний.
Самая главная дата – дата завершения всех работ – прозвучала только вскользь. Сейчас планируется, что это будет 2018 год.
«Ну, все понятно, к выборам», – прокомментировал один из дольщиков. Однако никто так и не стал поднимать вопрос о том, что их не устраивает Оганесян, хотя они и недовольны отсутствием графика и сложностью предстоящего банкротного процесса. Возможно, опытному и жесткому переговорщику действительно удалось их задобрить. А возможно, они просто устали слушать и покорно ждут, когда наконец возобновится строительство.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»