Конституционный суд может освободить российских дальнобойщиков от системы «Платон». Такое дело он рассмотрит в открытом заседании сегодня утром. Заявителями по нему выступили депутаты Госдумы от КПРФ. Они считают: правительственное нововведение нарушает шесть статей Конституции.
Жалобу в КС коммунисты направили в конце 2015 года. У народных избранников два главных аргумента против «Платона». Во-первых, этот взнос фактически является теневым налогом, не записанным в Налоговом кодексе.
«Вводимая Правительством плата по установленным ставкам за перевозку тяжеловесных грузов является отчуждением собственности, носит обязательный характер, обеспечивается государственным принуждением, предназначена для публичных нужд, вносится в федеральный бюджет. В этом она мало чем отличается по существу от других аналогичных налоговых платежей», – отмечают депутаты.
Кроме того, парламентарии указывают, что штраф для дальнобойщиков, не оплативших проезд, установлен не федеральным законом, а постановлением правительства. Это нарушает «правило о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом», сетуют коммунисты.
На этом основании они предлагают КС отменить систему «Платон». Точнее – те документы, в которых она установлена – статью 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях, статью 31.1 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», а ещё постановление правительства России о системе «Платон».
Напомним, «Платон» (название не имеет ассоциаций с древнегреческой философией и расшифровывается прозаически – «плата за тонны») ввели в России осенью 2015 года – чтобы возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. «Платон» предполагает платный проезд по таким дорогам для машин свыше 12 тонн и штрафы для тех, кто не перечислит государству деньги. Оператором проекта в 2014 году без конкурса выбрали компанию РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).
Идея вызвала зимой 2015-2016 года крупнейшие в истории протесты среди водителей. И дело было даже не в том, что им придётся платить. Оказалось, «Платон» абсолютно не приспособлен к жизни – бортовые датчики, которые пришлось устанавливать дальнобойщикам, неправильно высчитывали маршрут и расстояние. К тому же, тарифы на проезд и штрафы были слишком высоки, жаловались владельцы грузовиков. В результате власти несколько раз пошли им навстречу – вплоть до 2017 года обещали сохранить минимальный тариф «Платона» в 1,53 рубля за километр дороги. Наказание за неоплаченный проезд снизили с 450 до 5 тысяч рублей.