Конституционному суду придется разобраться с системой «Платон» и решить, несет ли новый взнос справедливость и благо для россиян или все-таки «парализует» права народа.
Подавая жалобу на систему «Платон» в Конституционный суд, фракция КПРФ в Госдуме явно заботилась о судьбе дальнобойщиков. Возможно, коммунистам ещё думалось, что если принять участие в народной судьбе, это принесёт доверие на выборах в конце 2016 года. Вряд ли парламентская оппозиция рассчитывала, что заседание назначат на 14 апреля – день, когда пройдёт прямая линия с президентом Владимиром Путиным. Там что камер в КС было меньше, чем ожидалось. Но процесс состоялся и оказался небезынтересным.
Коммунисты
У КПРФ против «Платона», призванного собирать с большегрузов деньги за «возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования», напомним, было два основных аргумента. Во-первых, он является скрытым, не задекларированным в Налоговом кодексе налогом, сетовали народные избранники. Во-вторых, штрафы для водителей, отказавшихся платить за проезд, записаны не в Кодексе об административных правонарушениях, а в печально известном постановлении правительства России № 504. Именно оно в 2013 году определило, как будет работать «Платон». Правительственные чиновники, таким образом, вышли за пределы своих полномочий, полагают в КПРФ.
Представитель компартии в Конституционном суде Юрий Синельщиков тоже вышел за пределы – изначально отправленного в КС запроса. Обращаясь к судьям с трибуны, левак напирал на идеи социальной справедливости.
– По оценкам специалистов, число игроков рынка грузоперевозок, попадающих под действие «Платона», – 2 миллиона человек, но, учитывая, что у всех есть семьи, сбор затрагивает интересы гораздо большего числа россиян. Ускорение инфляции из-за системы «Платон» в 2017 году может составить до 1,5 процента, – перечислял он.
Сбор «парализует реализацию гражданами их конституционных прав», из компенсационной меры превращается «в инструмент подавления экономической самостоятельности» и установлен на основании «каких-то древних расчётов», полагает Синельщиков. Его позиция такая: все документы, которыми ввели «Платон» – а помимо постановления № 504, это поправки в КоАП и Закон «Об автомобильных дорогах» – надо отменить. Вместо них можно гибче регулировать транспортный налог или акцизы на топливо.
– Дороги разрушаются не из-за того, что по ним ездят, а из-за перепада температур. Я в своей жизни немало видел дорог, которыми вообще не пользуются, но проходит весна, и они трескаются. «Запорожец» какой-нибудь проедет – и всё крошится, – пояснял Синельщиков.
Чиновники
Мнение оппонентов Синельщикова – представителей органов государственной власти – в общем, вытекало из того, что они делали в последние пять месяцев. Напомним, после того как «Платон» вызвал массовые протесты водителей, систему начали аккуратно смягчать. Сначала снизили штрафы – с 450 до 5 тысяч рублей, затем пообещали сохранить до 2017 года минимальный тариф на проезд – в 1,53 рубля за километр дороги.
Вот и на слушании в КС чиновники доказывали, что система, конечно, не идеальна, но гораздо лучше того, что было раньше. А небольшие «недочёты» и «шероховатости» власть активно сглаживает.
– Мы же все очень любим справедливость. А она достижима? Абсолютная справедливость, как и абсолютная истина, недостижима, – рассуждал полпред правительства в КС Михаил Барщевский. – Когда мы рассматриваем какую-то новеллу, надо понять: эта норма принята как продвижение к справедливости или нет?
Жизнь до системы «Платон», по мысли Барщевского, была менее справедливой, чем жизнь с «Платоном»:
– Мне кажется, когда человек на «Жигулях» или Daewoo Nexia платил за качественную дорогу то же, что и владелец большегруза, это было совсем не справедливым.
Минэкономразвития представило в КС 50-страничную справку, где показывало, что аналогичные «Платону» проекты действуют в Германии, Австрии, Франции и в прочих государствах просвещённой Европы.
– В России запуск «Платона» прошёл гораздо успешнее, чем в аналогичных странах, а платежи по нему ниже. Проблемы в Германии были настолько серьёзными, что старт системы пришлось отложить, – уверял публику представитель Совета Федерации Пётр Кучеренко.
Полпред президента Михаил Кротов объяснил, что вскоре для многотонников сделают вычет по транспортному налогу. А ещё снимут с них дополнительную обязанность платить за сверхнормативный вред дорогам. Ситуация до введения «Платона» приводила к «скрытому субсидированию государством затрат на ремонт дорожного полотна», уверен Кротов, а машина с нагрузкой «на одиночную ось в 10 тонн оказывает такое же воздействие на трассу, как примерно 60 тысяч легковых автомобилей».
Не обошлось и без традиционных обвинений в адрес коммунистов в политическом пиаре. Михаил Барщевский вспомнил в своей речи про «выборный год», а Кротов назвал поведение думской оппозиции «очень странным».
Судьи
Любопытнее всего на заседании было наблюдать за реакцией судей. А по ней было понятно, что они имеют очень серьёзные вопросы к «Платону». И особенно – к её оператору, компании «РТ-Инвест Транспортные системы», связанной с Игорем Ротенбергом – сыном друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга. Это предприятие правительство без конкурса назначило собирать деньги с дальнобойщиков. По подсчётам коммунистов, фирма ежегодно получает за свои услуги больше 10 миллиардов рублей.
На заседание пригласили представителей РТИТС – гендиректора Александра Советникова и его заместителя по правовым вопросам Михаила Попова. Судья-докладчик по делу Ольга Хохрякова интересовалась, что станет с миллиардными деньгами, которыми ведает фирма, если она, например, неожиданно обанкротится.
– У оператора прав на эти деньги нет, он является техническим агентом, призванным к их агрегированию, – успокаивал господин Попов.
– Предполагала ли Государственная дума, принимая поправки к Закону «Об автодорогах», что выбор оператора будет производиться без конкурса? – уточнял у Юрия Синельщикова судья Гадис Гаджиев.
– Нет, конечно. Нам ничего не было известно! Для нас было открытием, когда это всё произошло, – оправдывался коммунист. Позже в общении с журналистами он подчеркнул, что КПРФ за эти поправки не голосовала.
Внимательно КС выслушал и доводы представителя бизнес-омбудсмена Алексея Рябова – мужчина убеждал, что юридическая база «Платона» полна недоговоренностей и недоработок. В перспективе водителей смогут даже привлечь к уголовной ответственности за неоплаченный проезд, фантазировал он, – ведь есть же в Уголовном кодексе статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов или сборов».
– Сколько же надо поездить на большегрузе по России от Москвы до Владивостока, чтобы наездить на уголовную ответственность? – разрядил обстановку Михаил Барщевский.
Конституционный суд примет решение по делу в закрытом режиме и провозгласит его публично. Как правило, процедура занимает несколько недель. Можно предположить, что служители Фемиды оставят «Платон» в силе, но велят его существенно поправить.
Впрочем, сами дальнобойщики говорят, что сильно на сочувствие судей не рассчитывают.
– Я не жду от решения ничего и не верю, что КС может что-то изменить, – заявил «Фонтанке» один из лидеров протеста, петербуржец Юрий Бубнов.
По словам мужчины, система «Платон» его сейчас особенно не тревожит – просто потому, что за проезд Бубнов не платит. Также поступают большинство его знакомых, работающих в небольших предприятиях-грузоперевозчиках.
– Мы не считаем этот взнос законным. Изначально было непонятно, как он рассчитывался. Исследования, на основании которых он вводился, держатся в секрете, – говорит предприниматель. – К тому же «Платон» насколько сырой, что у ГИБДД просто нет технической возможности нас штрафовать.
– А что будет, если эта возможность появится? – поинтересовалась «Фонтанка».
– Люди снова забеспокоятся, – спрогнозировал Бубнов.
– Как вы видите будущее системы «Платон»?
– Полная отмена всего этого бреда и наказание виновных.
Елена Кузнецова,
«Фонтанка.ру»