Продавцы алкоголя посчитали, во сколько им обошлось внедрение системы учета от Росалкогольрегулирования, и позавидовали тем, кто проигнорировал требование закона.
20 апреля заканчивается отсрочка, которую Росалкогольрегулирование дало магазинам и барам для подключения к системе учета алкогольной продукции ЕГАИС. К этой дате ретейлеры должны полностью отчитаться ведомству о закупленных в первом квартале товарах, в противном случае им грозит штраф до 200 тыс. рублей. В Смольном обещают подождать опоздавших и не проводить специальных проверок до получения дополнительных разъяснений от РАР. Однако участники рынка, внедрившие ЕГАИС, считают, что такая мягкость только на руку серому рынку.
Большинство продавцов алкоголя Северной столицы успели воспользоваться льготным периодом для подключения к ЕГАИС, следует из данных РАР. Так, если на конец декабря 2015 года в системе зарегистрировались всего около 40% баров и магазинов, имеющих лицензию на торговлю спиртным, то на 18 апреля 2016 года — уже 90%.
Однако оставшиеся 10%, а это более 600 точек, по-прежнему отказываются сообщать РАР о своих закупках. «С 20 апреля таким компаниям грозит штраф в размере 150 – 200 тыс. рублей, а при систематических нарушениях и отзыв лицензии», – пояснили в ведомстве.
Но немедленного наказания таким компаниям, по всей видимости, не грозит. «Пока мы ждем от РАР методических рекомендаций и разъяснений, каким образом дистанционно выявлять нарушения при работе с ЕГАИС и привлекать нарушителей», – рассказал «Фонтанке» глава лицензионного управления комитета Смольного по развитию предпринимательства и потребительского рынка Александр Кабанов.
Пока чиновники, по его словам, собираются контролировать работу в ЕГАИС исключительно в рамках плановых проверок. Однако представители малого бизнеса, которые, как ранее указывал РАР, и составляют основную массу не подключившихся к ЕГАИС, от них освобождены.
Впрочем, в РАР утверждают, что все инструменты для привлечения к ответственности недобросовестных предпринимателей у городских властей есть уже сейчас.
«На сайте Росалкогольрегулирования в личных кабинетах субъектов РФ размещаются данные об организациях осуществивших подключение к ЕГАИС, а также о тех, кто этого не сделал. Также в личных кабинетах будут содержаться данные об остатках продукции, которые можно сравнить с данными деклараций, которые ежеквартально сдают организации розничной торговли», – пояснил «Фонтанке» представитель ведомства, подчеркнув, что эта информация официальная и может быть основанием для проведения внеплановой проверки.
Почем ЕГАИС?
Тем временем игроки, успевшие вовремя подключиться к ЕГАИС, подсчитывают, в какую сумму им реально обходится выполнение требований РАР.
«Затраты для нашего производства составили примерно 500 тыс. рублей, это около 10% месячной прибыли», – говорит совладелец холдинга BeerFamily Николай Митчин. На оснащение розницы потребовалось более 600 тыс. рублей (30 – 40 тыс. рублей на каждый из 18 объектов). Кроме того, пришлось нанять трех сотрудников – одного для обслуживания завода и двух для ресторанов, а это более 100 тыс. рублей в месяц.
Также из-за сбоев в системе компания лишилась нескольких оптовых клиентов. «ЕГАИС иногда подставляет цену в накладной произвольно – вместо 100 рублей может написать условно 10 тысяч. Эта проблема не у нас, а в самой системе. РАР прислали разъяснение, что, пока не починят, некорректную цену можно игнорировать. Мы-то можем, но наш покупатель нет», – говорит Николай Митчин.
Впрочем, закладывать в цену все эти расходы BeerFamily не будет. «Покупательская способность и так падает, иначе никто не купит», – отмечает предприниматель.
Кроме того, с 20 апреля BeerFamily перестанет отгружать товар клиентам, которые так и не подключили ЕГАИС. «Тех, которые принципиально не хотят, примерно 10%. Как будут работать после этого, не знаю, видимо, уйдут в серый сегмент», – рассуждает Николай Митчин.
«Те, кто не подключился до сих пор, скорее всего, и до этого работали "всерую"», – считает совладелец «Мишки бара» и «Общества чистых тарелок» Александр Берковский. Таким образом, если не подключившихся к ЕГАИС не будут привлекать к ответственности, то «обеления» рынка, ради которого создавалась система, достичь не удастся. «"Серые" игроки и так имеют конкурентное преимущество перед теми, кто работает официально», – говорит он.
По словам предпринимателя, лицензия для одного бара и установка программного обеспечения обошлась ему в 10 тыс. рублей. Такую же сумму приходится тратить каждый месяц на обслуживание. «Еще РАР требует сдавать по ЕГАИС отдельный отчет. Сейчас мы платим за услуги внештатного бухгалтера 15 тыс. рублей в месяц за обычный отчет, возможно, второй обойдется в такую же сумму», – прогнозирует Александр Берковский.
В общей сложности административные расходы бара из-за внедрения ЕГАИС выросли, по его оценке, на 5%. «Но проблема не столько в том, что это затратно, сколько в том, что непонятно. Ошибки как были, так и есть. Но, скорее, это по вине поставщиков, которые не всю номенклатуру внесли в базу», – подчеркивает он. При этом для небольших магазинов, которые до этого вообще не были оснащены компьютером и учетной системой, расходы на ЕГАИС вполне могут достигнуть 200 тыс. рублей, отмечает предприниматель.
Совладелец бара «О, спорт!» Игорь Лядов на установку системы под ключ потратил 15 тысяч рублей, в эту сумму входит обновление ПО, для которого несколько раз в месяц к нему приезжают сотрудники обслуживающей компании. Однако, по его словам, организационные сложности сильно перевешивают прямые финансовые затраты.
«РАР прислало письмо, что надо перепроверить несколько накладных. А данные исчезают из системы после обновления. Зайти в личный кабинет оказалось целой проблемой, у меня ушло два дня, чтобы разобраться. И деньги, и время я мог бы потратить на что-то более полезное», – резюмирует он.
Вызывает вопросы у участников рынка и обязанность отчитываться за розничные продажи алкоголя, которая вводится с 1 июля 2016 года. Так, на своем сайте РАР призывает предпринимателей начинать тестировать порядок работы уже сейчас.
«Пока на сайте РАР сказано, что от баров требуется только журнал учета — от руки писать, сколько откупорено бутылок. Из-за этого бармену придется отвлекаться от обслуживания клиентов, чтобы внести данные. Как небольшая компания, отдельного человека мы для этого не можем позволить», – говорит Игорь Лядов.
Расходы, связанные с внедрением ЕГАИС, уже стали причиной ухода с рынка некоторых проектов. Так, совладелица бара Datscha Анна Кристин Альберс ранее рассказывала «Фонтанке», что на решение закрыть культовый проект наравне с увеличением арендной ставки повлияла необходимость подключиться к ЕГАИС. «Это тоже большие траты, и мы поняли, что с ними Datschа оказалась бы за гранью рентабельности», – пояснила она.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»