- Должность посла по вопросам женщин и равенства является необычной для внешнеполитических ведомств. Что включает в себя эта работа? И зачем такая должность нужна финского МИДу?
- Я занимаю эту должность с октября прошлого года, и я третий посол по вопросам женщин и гендерного равенства в Финляндии. Для финнов гендерное равенство - это основополагающая ценность и краеугольный камень финских успехов в экономике. Наша республика была когда-то очень бедной, развивающейся страной, и после Второй мировой войны мы даже получали помощь от UNICEF и Всемирного банка. Но Финляндия приняла женщин как активную, равноправную часть общества, поэтому мы считаем, что другие развивающиеся страны могли бы последовать нашему примеру. Также на этом посту я работаю со всеми отделами министерства иностранных дел Финляндии. Принимаю участие в международных встречах, например, на уровне ООН или Всемирного банка. Грубо говоря, моя задача - защищать гендерное равенство и делиться опытом с заинтересованными странами. И я могу сказать, что такой интерес существует.
- Полностью ли вопрос гендерного равенства решен в самой Финляндии?
- Нет, так сказать нельзя. Первый нерешенный вопрос - это необходимость выплаты одинаковой зарплаты за одинаковую работу для работников-мужчин и работников-женщин. Наше правительство уже делает усилия для разрешения ситуации, но иногда проблема заключается в том, что нет точного обоснования, почему женщинам платят меньше. Также у нас до сих пор есть "женские" и "мужские" профессии. Например, 90% медсестер - это женщины, а в технических специальностях больше мужчин. Нужно менять отношение к этому вопросу, начиная со школы. Другая большая проблема в нашей стране - это насилие в отношении женщин. В Финляндии почти 60% насилия - это домашнее насилие, то есть оно совершается мужьями, отцами и сожителями. При этом о многих случаях просто не сообщается в полицию. Есть определенные исследования на тему того, как насилие в отношении женщин влияет на экономику. И речь идет о миллиардах евро. Также мы хотели бы, чтобы финки активнее пробовали свои силы в бизнесе. В Финляндии только 23% руководителей частных компаний - это женщины. В государственном секторе статистика лучше, но это во многом связано с давлением правительства. Согласно исследованию МакКинси (McKinsey & Company - международная консалтинговая компания, занимающаяся решением задач, связанных со стратегическим управлением. - Прим. автора), если страны нарастят присутствие женщин в бизнесе до уровня лучших в этом отношении государств, то это принесет мировой экономике порядка 10 миллиардов долларов.
- Как ситуация с равноправием менялась в самой Финляндии со временем?
- Например, раньше женщинам в Финляндии было необходимо разрешение на работу в определенных сферах, продаже семейной недвижимости или еще совсем недавно девушки были обязаны брать фамилии своих мужей после свадьбы. Сейчас в финской конституции записано, что у всех людей есть одинаковые права вне зависимости от пола, расы или религиозных предпочтений. Но этого было недостаточно, и в 1995 году мы подписали соответствующий закон о гендерном равенстве, согласно которому женщины должны быть представлены в комитетах на республиканском и муниципальном уровне. Но стоит отметить, что в Финляндии никогда не было квот, например, сколько женщин должно быть в том или ином органе. Но для некоторых других стран квоты могли бы стать хорошим решением. А финны, я считаю, просто не любят идею квот. Но, так или иначе, в Финляндии партии, когда выставляют кандидатов, стараются, чтобы мужчин и женщин было 50 на 50, чтобы не выглядеть традиционалистами или просто старомодными. Сейчас в парламенте 42% депутата - это женщины, что довольно большой процент. В правительстве процент меньше, но это нормально. Мы никогда не стремились поддерживать женщин-политиков только потому, что они - женщины. Я думаю, это просто нечестно. Тем не менее в Финляндии уже были женщины, которые традиционно занимают мужчины, - президент, премьер, министр финансов. После того как у нас была Тарья Халонен (Tarja Halonen), мы чувствуем, что нет ничего невозможного для женщин в нашей стране.
- Но Финляндия - одна из немногих стран, где была женщина-президент. Даже в США победа Хилари Клинтон, которая может стать первой женщиной - руководителем Белого дома, рассматривается как нечто экстраординарное.
- Ситуация меняется. Сейчас в некоторых странах, например в странах Латинской Америки и Африки, уже есть женщины-президенты и женщины - политические лидеры.
- Что могло бы изменить ситуацию с правами женщин в традиционных обществах?
- Мне кажется, что для этого нужна политическая воля. У меня есть хороший пример - Испания. В этой стране есть культура "мачо" и там была высокая статистика насилия над женщинами. Но бывший премьер-министр страны Родригес Сапатеро (Rodríguez Zapatero) сделал многое, чтобы измененить отношение испанцев к этому вопросу. Он запустил компанию в СМИ, в которой принимали участие многие известные политики. В прессе порицалась жестокость в семье, что смогло изменить статистику преступлений. Испанский премьер после этого стал так популярен, что было даже движение "Женщины за Сапатеро".
- Есть ли что-то, в чем финские женщины отличаются от других?
- Финки, конечно, очень независимы и хотят принимать решения самостоятельно. Но все равно мне кажется, что женщины во всем мире примерно одинаковы.