Саудовский семейный терапевт Халед Аль-Сакаби выложил в сеть ролик, обучающий битью жен. Ничего нового саудит не открыл, но полиция Петербурга получает до 20 звонков в сутки от тех, кто не читал Коран и «Домострой».
Свои советы по правильному наказанию плохих жен Аль-Сакаби записал еще в феврале, но широкая общественность начала изумляться увиденному только после того, как врача в середине апреля «пропиарил» Институт по исследованию средств массовой информации Ближнего Востока. На сегодняшний день у ролика, обучающего «вайф-битингу» в youtube, около 230 тысяч просмотров. Не самый выдающийся показатель, но для вселенского крика оказалось достаточно: на откровения Аль-Сакаби обратили внимание и в России, и на Западе.
На чем же акцентирует внимание семейный терапевт? Перво-наперво, как и подобает специалисту, Аль-Сакаби предупреждает об опасностях, подстерегающих правоверного мусульманина на пути вразумления проштрафившейся супруги:
«…Эта тема таит множество опасностей, но по воле Аллаха мы сможем удержаться на мосту благочестия».
Перед наказанием мусульманке следует напомнить о ее обязанностях – дав последнюю возможность немедленного раскаяния. Саму экзекуцию следует проводить никак не колющим или режущим предметом; для вразумления отлично подойдет платок. Науки ради следует прекратить общение с женой в постели. Свой рассказ Аль-Сакаби завершает констатацией тревожного факта, что многие жены стремятся к равноправию с мужьями, а это нехорошо.
Повторимся – ничего новаторского сказано не было. Аль-Сакаби просто напомнил традиции семейной жизни, заложенные в Коране. Женщины (как и мужчины) призываются священной книгой мусульман к целомудренному поведению:
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» (сура 24, аят 31).
Наказание жене за прелюбодеяние – смерть, но не публичная и без приложения сил. Вот как об этом говорится в признанном одним из самых удачных стихотворном переводе Корана, выполненном Валерией Пороховой.
А если кто из ваших женщин
Поступок мерзкий совершит,
То призовите четырех свидетелей из вас.
И если (грех сей) будет ими подтвержден,
Держите ваших жен в домах,
Пока их не постигнет смерть
Или пока Господь другим путем распорядится ими (сура 4, аят 15).
Нелетальному наказанию супруга может быть подвергнута за остальные грехи. В Коране указана последовательность действий наставляющего мужа.
А что касается тех женщин,
Непослушания которых вы боитесь,
(Сначала) увещайте их,
(И если это не поможет),
Вы отлучайте их от ложа,
(А коль и это не поможет),
Вы можете (слегка) ударить их.
И если станут вам послушны,
То не ищите ссоры с ними.
Поистине, Господь возвышен и велик! (сура 4, аят 34).
Итак, вопрос «бить или не бить» в Коране не стоит. Ясно, что бить – но по какой методе? И здесь на помощь приходят разные толкователи. Сайт «Положение женщины в исламе» конкретизирует аспекты вразумления:
«…Слабое побивание, не ломающее костей и не оставляющее следов и не попадающее по лицу, поскольку его цель – воспитание, а не мучение, чтобы она почувствовала, что её поведение неприемлемо… имеется в виду лёгкое побивание, а что касается мучительного, то его запретил ислам… Побивание – это последний этап воспитания».
В Санкт-Петербурге ислам пока не занял место доминирующей религии, поэтому, откликаясь на ставшую злободневной тему, будет справедливым обратить внимание и на «титульное» вероисповедание. Библия, определяя порядок взаимоотношений мужчины и женщины, призывает в Новом Завете:
«Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».
Больше конкретики можно найти в энциклопедии семейной жизни Древней Руси – знаменитом «Домострое». Расхожее мнение о том, что в нем прописана норма «бить жену по пятницам», является не более чем домыслом пустоголовых людей, принимающих на веру каждый звон. Тем не менее кое-какие указания на путь к семейному счастью там есть.
«Домострой» четко определяет критерии хорошей супруги: «Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу… пьяный муж дурно, а жена пьяная в миру не пригожа». Если супруга не отвечает вышеуказанным требованиям, то наказание должно воспоследовать. Правда, мудрая книга обходится без конкретики: «…должен муж жену свою наказывать, наедине вразумлять ее страхом, а наказав, простить и приласкать».
Правда, вывод о том, что не все было на Руси с бытовым насилием так уж шоколадно, можно сделать, почитав «Домострой» чуть дальше. Среди методов вразумления и увещевания проштрафившихся слуг встречаются пояснения, что русским женщинам, случись они в прислуге, порой крепко доставалось на орехи:
«Когда в сердцах или с кручины так бьют, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнут, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. В наказание бить плетью, — и разумно и больно, и страшно и здорово».
О царившей в России реальности в своем труде «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях» писал историк Николай Костомаров:
«Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дураком; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови — это называлось учить жену; у иных мужьев вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина — и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит».
Несмотря на то что прошли века, многие петербуржцы по-прежнему скрепляют свои семьи по заветам предков, независимо от конфессиональной принадлежности. По неофициальным данным, полученным «Фонтанкой» от источника в правоохранительных органах, в полицию Санкт-Петербурга ежедневно поступает от 10 до 20 жалоб на домашнее рукоприкладство. В первую очередь, это касается спальных районов, более конфликтным считается юг города. Многие заявления забираются назад. На насилие жалуются в самых разных семьях, независимо от социального статуса. А в десяти процентах случаев на тяжелую руку супруги жалуются попавшие под раздачу мужья.
Татьяна Востроилова,
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»