Горизбирком нашел замену Алексею Пучнину. Новым главой избирательной комиссии выбрали соратника Матвиенко, не готового «рубить с плеча» и не желающего принимать решения неколлегиально.
Спустя месяц после отставки Пучнина на фоне проверки Контрольно-счетной палаты и громких заявлений депутатов ЗакСа Санкт-Петербургская избирательная комиссия проголосовала за избрание главы Красногвардейского района Виктора Панкевича на пост председателя. За день до этого чиновник рассказал «Фонтанке», что часто встречается с главой Совета Федерации, поддерживает хорошие отношения со спикером ЗакСа и не хочет наступать на «грабли» своего предшественника.
-Как так получилось, что вы оказались членом ГИК? Кто вам предложил занять эту должность?
-Предложение поступило от губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. Я с ним согласился. Для меня это новый участок, надеюсь оправдать доверие.
-У вас же уже есть опыт проведения выборов, ведь на главу района ложится какая-то часть ответственности за кампанию..
– Вы правильно сказали: «какая-то часть». Формально, в работе избирательных комиссий я не участвовал, только оказывал содействие в рамках полномочий главы района. Но при этом организация работы аппарата губернатора Санкт-Петербурга или жизни района с 346 тысячами жителей (это почти как город Владимир или Смоленск) ставит довольно сложные задачи, думаю, мне удавалось их решать. Предстоящая работа – это вызов, и она, наверное, будет еще сложнее, это огромное доверие, за которое я благодарен и Георгию Полтавченко, и Элле Памфиловой, и поддержавшим мою кандидатуру членам ЦИК.
- Частично при вашем участии проходила кампания по выборам в муниципалитеты 2014 года. Как вы ее оцениваете?
– О судебных решениях, вступивших в законную силу, отменяющих какие-либо из полученных результатов, мне неизвестно. Конечно, был негативный медийный шлейф. Но я знаю, что избирательной комиссией был проведен серьезный разбор ошибок. Меня в прессе упрекали, что на территории района, которым я руководил, было нарушение — у одного из участников был результат в 117 процентов при вводе в ГАС «Выборы» по 912-му УИКу. Это был курьезный случай: вместо результата 374 голоса в компьютер случайно ввели 473. Это была техническая ошибка. Перепутали местами две цифры в общем количестве проголосовавших, при этом никаких сомнений в количестве голосов за каждого из кандидатов не было, а скандал получился очень большой. Но я знаю, что избирательная комиссия сделала кадровые выводы — председатель этого УИКа был заменен.
- Неужели других ошибок или жалоб по вашему району не было?
– Я читал, что представитель одной из оппозиционных парламентских партий после выборов заявлял, что наименьшее количество претензий у них было к проведению выборов в Красногвардейском и Красносельском районах. Такая любопытная заметка, я ее хорошо запомнил.
- Вы говорите, что был заменен один из председателей УИКов, где была допущена ошибка при введении результатов, вы готовы «рубить с плеча» по кадрам?
– Если вы говорите об избирательной комиссии, то это коллегиальный орган, где решения не принимаются единолично. Если о волевых качествах, то термин «рубить с плеча» не применим к таким вопросам.
- Тем не менее можно ли рассчитывать, что до выборов нас еще будет ждать смена членов и руководителей избиркомов? Ко многим из них у гражданских активистов и политических партий до сих пор остаются претензии.
– Произошла ротация, на сегодняшний день поменялось 200 председателей УИКов из более чем 1800. Это серьезный процент. Я бы считал правильным разбирать конкретные жалобы и конкретные ситуации, если таковые будут, избирательная комиссия даст принципиальные оценки и примет соответствующие решения.
- ЗакС в ближайшее время примет законопроект об увеличении количества членов теризбиркомов с 8 до 12, успеют ли их добрать до начала кампании? В прошлый раз этот процесс затянулся на 3 месяца.
– Да, в ЗакС внесен законопроект о корректировке закона о территориальных избирательных комиссиях. По сути нужно просто привести наш городской закон в соответствие с федеральным. Санкт-Петербургская избирательная комиссия дала экспертное заключение на этот проект, где предлагается установить формулировку из федерального закона — установить численность от 5 до 14 членов. После вступления закона в силу мы проведем консультации и своим решением определим численный состав ТИК и запустим процедуру доформирования. Время до 18 сентября у нас еще есть, мы успеем.
- Вашу биографию описывают в абсолютно разных красках: от пионервожатого и опытного чиновника-юриста до чуть ли не врага градозащитников и участника сделок с госимуществом и недвижимостью. Как бы вы сами себя охарактеризовали и возможно бы поправили тех, кто ошибается в оценках и фактах?
– Что касается биографии — это юридическая история, тут не добавить и не прибавить. А друг или враг градозащитников — это оценочная категория и зависит от того, кто оценщики и как они мотивированы.
Что касается градозащитников, то тема не первый год поднимается в Красногвардейском районе. Связана она с конфликтной историей. На мой взгляд, скандал раздут на пустом месте. Собственник владеет земельным участком на Неве. Именно собственник может распорядиться и решить, что там будет построено, согласовав это с городскими комитетами. Полномочия у районной администрации принимать решения по строительству отсутствуют. Знаю, что инвестор высказывал желание построить там МФЦ и разместить службы ЗАГСа. Я бы не видел в этом ничего плохого. Тема раздута из-за некой спекуляции. Люди, которые поднимают скандал, не разбираются в законодательстве, или же просто мотивированы соответствующим образом. И, несмотря на отсутствие компетенций у администрации, они все равно связывают ситуацию с руководством района. А я даже не знаю, кто собственник этого земельного участка и никогда с ним не встречался.
- Вы долгое время работали с Валентиной Матвиенко, вас называют ее соратником. Это корректно? Вы часто общаетесь?
– Если меня называют соратником великого государственного человека, то мне есть чем гордиться. Мы с Валентиной Ивановной общаемся, она не забывает наш город, принимает участие здесь в разных мероприятиях, когда это возможно и получается – мы встречаемся, у нас хорошие отношения.
- А со спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым?
– Как член Горизбиркома я еще с ним не общался. Но я прекрасно знаком с ним, взаимодействовал как глава района, например, в рамках обсуждения бюджета.
- А с остальными депутатами?
– Это не входило в мои полномочия, я занимался хозяйственными вопросами.
- Значит, сейчас придется знакомиться...
– Я планирую в ближайшее время провести встречи с политическими партиями в Санкт-Петербурге, моя работа будет открытой и прозрачной.
- А что насчет кампании? Можете с уверенностью сказать, что все будет честно?
– Совмещенные выборы – это всегда сложная процедура. Технически она потребует особого внимания со стороны избирательных комиссий. Наша задача – максимально открытые, честные и легитимные выборы.
- Один из депутатов ЗакСа, комментируя ваше назначение, сказал: «Хотелось бы, чтобы каждый следующий председатель помнил о судьбе предыдущего». Не боитесь попасть под жернова политической машины, под которые попал предыдущий глава Горизбиркома?
– Я собираюсь изучить все те ошибки, которые были допущены ранее, чтобы не наступать на «те же грабли». И еще один важный момент: я привык делать свою работу честно. Боюсь – не боюсь? О таких эмоциях говорить неправильно. Я просто буду делать свою работу так, как предусмотрено в законодательстве, и способствовать тому, чтобы наш коллегиальный орган обеспечил самое главное – создал, а где-то и восстановил доверие избирателей к выборам.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»