Петербургские дальнобойщики проводят пикет напротив здания Конституционного суда, который оглашает сейчас решение о системе «Платон».
«КС, защищай Конституцию, а не олигархов» – значится на плакате, который по очереди держат в руках два активиста. В одном из них «Фонтанка» распознала предпринимателя, владельца двух большегрузов Юрия Бубнова, в другом – координатора движения ТИГР («Товарищество инициативных граждан России») Александра Расторгуева. Оба активно участвовали в протестах, разгоревшихся после введения «Платона» зимой 2015-2016 годов.
«Мы понимаем, что проиграем. Это будет значить, что КС примет антиконституционное решение. Из-за «Платона» наша власть пошла навстречу кучке олигархов», – заявил Расторгуев.
Напомним, жалобу в Конституционный суд на систему «Платон» написала зимой 2015 года думская фракция КПРФ. С точки зрения коммунистов, все документы, которыми ввели «Платон» (это постановление правительства №504, поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон «Об автомобильных дорогах») надо отменить. Вместо них требуется гибче регулировать транспортный налог или акцизы на топливо.
Система «Платон» (название не имеет ассоциаций с древнегреческой философией и расшифровывается прозаически – «плата за тонны») начала действовать в России осенью 2015 года – чтобы возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. «Платон» предполагает платный проезд по таким дорогам для машин свыше 12 тонн и штрафы для тех, кто не перечислит государству деньги. Проектом по концессионному соглашению с государством занимается компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).
Идея вызвала зимой 2015-2016 года крупнейшие в истории протесты среди водителей, они спорадически продолжаются до сих пор. И дело даже не в том, что пришлось платить. Оказалось, «Платон» абсолютно не приспособлен к жизни – бортовые датчики, которые требовалось установить на машины, неправильно высчитывали маршрут и расстояние. К тому же тарифы на проезд и штрафы были слишком высокими, жаловались владельцы грузовиков. За полгода работы перечисления в бюджет от системы «Платон» составили 8 миллиардов рублей – это меньше, чем изначально прогнозировали чиновники. «Платоном» начали пользоваться больше 90% крупных транспортных компаний, их парк суммарно насчитывает около 720 тысяч грузовиков.