Сервис городского велопроката, на поддержку которого Смольный выделил 81,4 млн рублей, не сможет работать в нормальном режиме в этом сезоне. Оперативно заменить вышедшее из строя чешское оборудование не получится.
Петербургскому сервису велопроката так и не удалось справиться с возникшими в начале сезона техническими сбоями. Часть станций не обслуживается, а клиенты из-за этого не могут ни взять велосипед, ни вернуть деньги за абонементы. Создатель проекта, компания «Велогород», объясняет трудности преждевременным выходом из строя чешского оборудования, но решить проблему получится только к следующему сезону.
Работа городского велопроката в Петербурге в этом году оказалась парализована. Пользователи, приобретшие абонементы, фактически не могут ими воспользоваться.
«Я взяла велосипед, вернула его. Но приложение считает, что я этого не сделала. Если верить ему, я уже катаюсь более 100 часов и должна заплатить 30 тыс. рублей. В техподдержке уже несколько дней обещают решить проблему, но пока этого не сделано, снова воспользоваться прокатом я не могу», – рассказала читательница «Фонтанки» Ксения.
В официальной группе «ВКонтакте» пользователи жалуются и на другие проблемы: некоторые станции проката в приложении не активны, некоторые формально есть, но велосипедов на них нет или данные о наличии отображаются некорректно.
«Станция 18: 1) из 4 велосипедов, отобажающихся в приложении, 2 отсутствуют. 2) Зато в 5-м замке велосипед стоит, но в приложении не значится. 3) У двух оставшихся спущены колеса», – к примеру, пишет пользователь Виталий Ипатов с хэштегом #спасибопокатался.
Как сообщала «Фонтанка», проблемы с прокатом возникли практически сразу после начала сезона — 30 апреля. После кратковременного улучшения в начале мая они возобновились снова.
«Как не работало, так и не работает ничего. То станцию заблокировали, и велы на ней стоят, а взять нельзя, то велов нет, а в приложении они видны, то видны, но не в тех замках. Круто работает сервис в этом году!» – пишет в официальной группе Татьяна Астахова.
«Ранее планируемый срок доработки и устранения ошибок затянулся», – подтвердил оператор сервиса «Велогород» на своем сайте. Как сообщили «Фонтанке» в компании, решить проблему с актуальностью отображения данных о наличии велосипедов на станциях она намерена в ближайшее время. А вот сделать так, чтобы система корректно фиксировала сдачу транспорта и перестала начислять деньги за ошибочно посчитанное время, по-видимому, в этом сезоне не удастся.
«Они закисли»
Как пояснили в «Велогороде», в сложившейся ситуации виноваты замки велосипедов. «Из-за плохого контакта они плохо передают сигнал (о том, что транспортное средство возвращено на станцию. — Прим. ред.). Мы пытаемся решить проблему программно, но это дает лишь кратковременный результат», – говорит пресс-секретарь Ольга Бударина.
По ее словам, официально срок эксплуатации должен был истечь лишь в этом году. Но, по всей видимости, изготовленное в Чехии оборудование в петербургском климате пришло в негодность раньше. «Возможно, дело в том, что в Европе его используют круглогодично, а у нас только летом, и за зиму замки закисли», – отмечает она.
«Велогород» уже запустил процесс импортозамещения. Например, в этом году перешел на собственное программное обеспечение. «Мы также разработали велосипеды и оборудование и разместили заказы на отечественных производственных площадках, в том числе петербургских. Первые образцы уже скоро появятся в Петергофе, но массово перейти на новую технику не получится — полностью замещать парк мы в этом сезоне не планировали, а срок изготовления составляет три месяца», – пояснила Ольга Бударина.
Как вернуть деньги
Актуальную информацию о количестве доступных велосипедов в «Велогороде» уточнить затруднились. По словам Ольги Будариной, на прошлой неделе эксплуатировалось 250 из 650 транспортных средств. «Станции периодически отключают на 1 – 2 суток для проверок. Вчера работало 76 из 96», – добавила она. Сейчас работает 81 станция и 391 велосипед, добавили позже в компании.
«Велогород» готов компенсировать пользователям средства, потраченные на покупку суточных (130 рублей) и месячных (600 рублей) абонементов. А вот за сезонные компания перечисляет компенсацию лишь в размере 25% стоимости (300 рублей из 1250). Впрочем, если клиент хочет вовсе отказаться от сезонного абонемента, он может обратиться в службу поддержки — вопрос будет решаться индивидуально. «Абсолютно точно можно вернуть всю сумму, если абонементом человек не пользовался вообще», – говорят в компании.
Когда удастся решить проблему с актуальностью отображения данных о наличии велосипедов, стоимость сезонного абонемента будет снижена с учетом того времени, пока сервис фактически не работал.
Когда же произойдет полное обнуление начисленных из-за сбоев «долгов», из-за которых дальнейшее пользование сервисом невозможно, в компании предсказать не готовы. «Это делается в ручном режиме, поэтому не так быстро, как хотелось бы», – комментирует Ольга Бударина.
Будущее велопроката
ООО «Велогород» создано в 2014 году. Владельцем 100% компании, по данным СПАРК, является Алексей Линьков. В том же году она запустила при поддержке Смольного услуги велопроката в Петербурге.
В 2015 году компания заработала 11 млн рублей. Ее услугами воспользовалось 29 тысяч человек, совершивших в общей сложности 188 тыс. поездок.
Часть операционных затрат «Велогороду» компенсирует Смольный. Субсидия, заложенная в бюджете на этот год, составляет 81,4 млн рублей. Увеличения это суммы не понадобится, считают в компании. В прошлом году из 31 млн рублей операционных расходов было компенсировано 24 млн рублей. В этом году расходы пока не подсчитаны, но вряд ли сумма будет настолько больше, чтобы понадобились субсидии сверх выделенных.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры пообещали подготовить комментарий по поводу дальнейшего сотрудничества с «Велогородом» до конца дня. «Фонтанка» обязательно предоставит чиновникам слово.
Однако в «Велогороде» уверены, что после перехода на отечественное оборудование технические проблемы будут решены. На закупках нового оборудования потери дохода из-за сбоев не отразятся.
«Хотя показатели проката из-за сбоев пока не превысили прошлогодние показатели, мы видим рост спроса на сервис — так число новых пользователей, зарегистрировавшихся за первый месяц сезона, по сравнению с прошлым годом выросло в три раза — с 3,5 до 8,5 тысячи человек», – подчеркивает Ольга Бударина.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»