Крупнейший производитель униформы, «БТК групп» Таймураза Боллоева, не смог доказать «Петербургскому метрополитену», что может обеспечить подземку спецодеждой. Пятилетний контракт в 640 млн рублей достался структуре, аффилированной с ГУПом.
Весной ГУП «Петербургский метрополитен» объявил тендер на поставку спецодежды в течение пяти лет – до июня 2021 года. Контракт – более чем привлекательный: предприятие было готово заплатить за спецовки и халаты 670 млн рублей. Заявки подали три участника, однако до конкурса допустили только компанию «Метрохим», которая базируется на территории депо «Автово» и на 2% принадлежит «Петербургскому метрополитену».
Как следует из технического задания, потенциальный подрядчик должен не только поставлять всевозможные виды спецодежды, но и регулярно стирать ее и привозить обратно к началу рабочего дня. Например, утепленную куртку кассиров, которые постоянно сидят на сквозняке, нужно стирать один раз в три месяца. А рубашку – раз в неделю. Такая же периодичность установлена и для костюма рабочих электродепо (куртка плюс брюки). В общей сложности речь идет об огромном и непрерывном процессе стирки и сушки: в ГУП «Петербургский метрополитен» работают около 15 тысяч человек.
Серьезный контракт в 670 млн рублей захотели получить три компании. Первая – это швейная фабрика «Инициатива» из города Кизел Пермского края, которая специализируется на поставке специальной одежды. Выручка предприятия в 2014 году составила 400 млн рублей, данных за 2015 году в системе СПАРК пока нет. Самым сильным участником стала петербургская «БТК групп» известного предпринимателя Таймураза Боллоева, который ранее возглавлял пивоваренную компанию «Балтика». С 2010 года «БТК групп» является эксклюзивным поставщиком для министерства обороны формы, нательного и постельного белья. В списке партнеров компании также можно встретить «Аэрофлот», РЖД, «Газпром», Роснефть, МВД, Следственный комитет РФ.
Выручка «БТК групп» в 2014 году составила почти 30 млрд рублей. Помимо производства в Петербурге, холдингу Таймураза Боллоева также принадлежат фабрики в Ленинградской, Ростовской, Тульской областях, Алтайском крае и еще нескольких регионах России. На конкурс метрополитена группа шла в партнерстве с московской фирмой «Коттон Вэй», которая специализируется на предоставлении спецодежды в аренду и ее замене по мере износа. У «Коттон Вэй» есть филиал в Петербурге, выручка компании в 2014 году – 730 млн рублей.
Третий участник – петербургский «Метрохим» – выглядит наименее представительно. Начиная с 2010 года выручка фирмы не превышала 100 млн рублей. Собственного производства, судя по данным официального сайта, у компании нет. «У нас есть завод, с которым мы работаем, который отшивает ее для нас из немецких тканей», – пояснили в «Метрохиме». Как и «Коттон Вэй», компания предоставляет спецовки и форменное обмундирование в аренду. Но зато у «Метрохима» есть одно неоспоримое преимущество – он является давним партнером метрополитена. Более того, компания зарегистрирована в электродепо «Автово», а самому ГУПу в ней принадлежат 2%. Основная доля в 51% находится в руках гендиректора Ирины Курлат, чей муж ранее работал в структурах Октябрьской железной дороги.
В итоге до самого конкурса был допущен только «Метрохим», хотя фирма практически не стала снижать стартовую цену. Завод из Пермского края якобы не указал «стоимость износа изделия с учетом нормативного срока носки». А «БТК групп» – крупнейший поставщик спецодежды в России – якобы не смог подтвердить опыт оказания аналогичных услуг. Формально конкурсная комиссия права: холдинг Таймураза Боллоева действительно не занимается стиркой формы и нательного белья. Однако вместе с ним на конкурс шел «Коттон Вэй», который как раз работает на этом специфическом рынке. Но партнеры не представили в составе заявки соглашения о совместной деятельности, и потому их также не допустили.
«БТК групп» попыталась оспорить вердикт подземки в УФАС по Петербургу, но там согласились с доводами конкурсной комиссии. На момент рассмотрения жалобы контракт с «Метрохимом» уже был подписан. Теперь компания Ирины Курлат будет поставлять спецодежду для подземки до мая 2021 года. В «БТК групп» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию вокруг тендера подземки, представитель ГУП «Петербургский метрополитен» не был доступен для разговора с «Фонтанкой».
Это не первый случай, когда давний партнер подземки подписывает многолетний контракт, а его конкурентов попросту не допускают до конкурса. Именно так компания «Метролюкссервис» получила в конце 2013 года право убирать вестибюли подземки до января 2019 года. Сумма трех контрактов приближается к 3 млрд рублей. В «Метролюкссервисе» у ГУП «Петербургский метрополитен» только 0,2%, почти 98% – у московской предпринимательницы Ирины Левиной.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»