«Фонтанка» узнала, как может выглядеть реконструированный музей Достоевского и во сколько проект обойдётся городскому бюджету и спонсорам.
Около основного здания в Кузнечном переулке может появиться дополнительная четырёхэтажка, объединённая с ним стеклянным атриумом. Архитекторы проводят параллели с московским электротеатром «Станиславский» и утверждают, что идею уже одобрила городская общественность – от режиссёра Александра Сокурова до митрополита Варсонофия.
Расширение площадей музея Достоевского в Кузнечном переулке может обойтись в 500 миллионов рублей. Об этом «Фонтанке.ру» сообщил архитектор Евгений Герасимов, чья мастерская разработала концепцию развития музея. Небольшая по нынешним размахам сумма объясняется тем, что площадь, которой прирастёт заведение, невелика – 1270 квадратных метров. Деньги администрация надеется получить из городского бюджета, также возможны краудфандинг, поиск спонсоров, добавляет директор музея Наталья Ашимбаева.
– Музей перерос рамки, в которых существует. У нас огромная деятельность – выставочная, издательская, театральная. Теснящееся состояние хочется изжить, – отметила она.
По словам Ашимбаевой, от бизнеса будет приниматься только меценатская помощь: «Варианты частно-государственного партнёрства исключены, все помещения должны оставаться в собственности музея». Мастерская Герасимова в качестве спонсорской поддержки уже разработала концепцию и готова безвозмездно провести проектные работы. «Мы считаем это очень важным начинанием. В 1971 году музей был открыт к 150-летию писателя, и для Петербурга дело чести достойно отметить 200-летие Достоевского в 2021 году», – говорит Евгений Герасимов.
«Музей как место для дискуссий»
Согласно концепции, имеющейся в распоряжении «Фонтанки.ру», преобразования затронут несколько зон: во-первых, само историческое здание в Кузнечном переулке, 5/2, где Достоевский жил с семьёй с октября 1878 года до своей смерти в 1881-м.
Во-вторых, около существующего здания могут возвести новое. Компактная четырёхэтажка уместится на пустующем участке площадью 400 квадратных метров между домами 5 и 9 по Кузнечному переулку. Авторы концепции надеются, что землю под проектирование и строительство выделит Смольный.
В новом здании запланированы литературное кафе и музейный магазин, лекционное пространство и библиотека, театральный зал на 118 мест. «В музее проходит много театральных постановок, но для этого используется неприспособленное полуподвальное помещение. Актёрам негде переодеться, загримироваться и помыться», – подчёркивает Евгений Герасимов.
Миссия нового корпуса – стать общественным и культурным пространством, притянуть просвещённых горожан.
– Если основная музейная экспозиция работает в дневные часы, то театральные события происходят вечером. Это место, куда люди придут после работы, чтобы общаться, обсуждать книги и идеи, – отмечает архитектор. – Как в московском электротеатре «Станиславский» или библиотеке Маяковского, где раз в месяц проводится проект «Диалоги», идёт культурная дискуссия.
Старую и новую части музея объединит входная зона, выполненная в виде стеклянного атриума: «Нужен некий парадный вход. Сейчас там нет полноценного входа, он убогий: с угла здания посетители спускаются в подвал», – указывает Герасимов. Возможно, после реконструкции задействованным окажется и внутренний двор, где могут проходить театральные open-air’ы. Об этом поэтично написано в пояснительной записке к концепции: «Пространство фойе продолжается во дворах музея, где живые картины петербуржской жизни предстают на подмостках открытой сцены, а декорациями служат стены брандмауэров, украшенные водосточными трубами. Кроны деревьев укрывают амфитеатр зрительных мест…»
В целом Евгений Герасимов описывает замысел так: «Здание, не похожее ни на жилой дом, ни на торговый центр. Мы хотели бы, чтобы это было похоже на музей, на музей XXI века».
«Это не показуха»
Стеклянная входная зона рядом с историческим зданием музея смутила «Фонтанку». Мы спросили у Евгения Герасимова, не опасается ли он претензий градозащитников по поводу идеи строительства в целом. Архитектор считает, что причин для тревоги нет:
– Идея обсуждена с директором музея. Её поддерживает митрополит Санкт-Петербургский и видные деятели культуры. Я обсуждал её с Александром Николаевичем Сокуровым – он считает это важным проектом и тоже поддерживает строительство. С кем бы мы ни обсуждали, все положительно отзываются об идее, – подчеркнул Евгений Герасимов.
– Я не вижу причин, по которым можно было бы протестовать против строительства, – добавил он. – Новое здание возводится между двумя брандмауэрами, на стихийно возникшем пустующем пространстве. Карниз не превысит существующей застройки. Это не показуха – мы действительно делаем минимум из того, что необходимо для развития музея.
На поверку оказалось, что Александр Сокуров пока не готов однозначно согласиться с концепцией.
– Концепции музея я не видел. Евгений Львович Герасимов мне показывал архитектурную планировку, но нельзя сказать, что её поддерживаю. Я об этом думаю. То, о чём мы говорим, – даже не концепция, а попытка освоить площадь, которую, как им кажется, город может им предоставить… Извините, я опаздываю на самолёт, – был краток мэтр.
Критические замечания выразил и зампредседателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов.
– По-моему, это ужасно. Рядом с мемориальным местом появляется чужеродный объект, абсолютно не соответствующий среде.
– Чем он не соответствует?
– Ничем. Вообще.
– Музей говорит, что ему надо расширяться.
– Это спорный тезис. Музею важно расширяться, но не в ущерб гибели самого мемориального места. Важно, чтобы сохранялся колорит подлинного дома и его окружения. А если мы превращаем это в современный объект, то теряем, по крайней мере, половину ценности.
По мнению Кононова, преобразование должно «минимально навредить существующей исторической среде».
– Меня всё смутило – и стеклянная часть с атриумом, и высота, и то, как это выдвинуто на красную линию. Если там возводится новое здание, оно должно быть заглублено, не может выходить на красную линию в принципе, – заключает эксперт.
Глава «Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза» Илья Попов назвал идеи мастерской Герасимова «взрывающими» историческую застройку Петербурга. Общественный активист также настаивает на том, что «хай-тек в центре города недопустим», здесь возможна только «регенерация среды».
– Особенно в Кузнечном переулке, который сохранился в историческом виде. Самое позднее здание – Кузнечного рынка – датировано 1920 годами, – напоминает Попов.
Градозащитник предлагает альтернативный вариант: восстановить облик дома, который в XIX веке стоял рядом с музеем.
– Всякий раз, когда прохожу мимо этого провала, задаюсь вопросом: а что же там было? – отмечает руководитель «Митрофаниевского союза». – Думаю, достать в КГИОП обмеры и изображения вполне возможно. Достаточно восстановить хотя бы фасад: за ним, во внутреннем дворе, можно разместить совершенно другое наполнение, в том числе и атриум. Но оно не будет так контрастировать с окружающими зданиями, как то, что предлагается сейчас.
Евгений Герасимов и его оппоненты сходятся в одном: нужно понимать, что пока мы имеем дело с концепцией. Она может измениться до того, как станет проектом, и уж тем более – до того, как воплотится в жизнь.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»