Проект создания вакуумного поезда в Северной столице представители компании Hyperloop One и Смольный тайно обсудили в ходе ПМЭФ-2016.
В Северной столице может быть реализована идея вакуумного поезда Илона Маска. В ходе Петербургского международного экономического форума представители компании Hyperloop One провели встречу с губернатором Георгием Полтавченко, на которой, по данным "Фонтанки", обсудили перспективы пилота в Северной столице. Правда, пока речь идет о грузовых, а не пассажирских перевозках.
Встреча представителей Hyperloop One и Смольного состоялась за закрытыми дверьми. По информации «Фонтанки», в ней приняли участие губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк, председатель совета директоров Hyperloop Шервин Пишевар, а также глава холдинга «Сумма» Зиявудин Магомедов, чей инвестфонд Caspian VCP ранее инвестировал в Hyperloop One, а также глава фонда Вильям Шор.
По данным источника в комитете по транспорту, Hyperloop One уже обсуждала свой проект с правительством Петербурга в марте 2016 года. Тогда Смольный пообещал выделить ей участки для реализации пилота Бронка – Гатчина и Бронка – Центральный порт при условии, что компания решит вопрос с сертификацией.
В пресс-службе холдинга «Сумма» подтвердили эту информацию, однако подчеркнули, что говорить о конкретных соглашениях пока рано: помимо Петербурга, переговоры идут и с другими регионами. Ранее также сообщалось, что Hyperloop One создала рабочую группу с РЖД для обсуждения перспектив сотрудничества.
Являясь «единственным партнером Hyperloop One на евразийском пространстве», «Сумма» помогает американской компании в общении с властями, уточнили в пресс-службе. Однако вопрос о сертификации оставили без комментария.
Единственное, что пока можно сказать наверняка, речь идет не о пассажирских перевозках, а о грузовых. «Это могут быть любые контейнерные грузы», – отметили в «Сумме». Сейчас группа владеет активами в портовой логистике (Fesco), инжиниринге и строительстве (TransEngineering), а также телекоммуникационном и нефтегазовом секторах и сельском хозяйстве. По данным Смольного, она планирует "расширять присутствие в нефтегазовой сфере, а также совершенствовать отечественную инфраструктуру элеваторов и зернохранилищ". Компания уже дважды инвестировала в Hyperloop One, в конце 2015 года и в мае 2016-го, однако суммы не раскрывает. Компания не исключает и проведение третьего раунда, но сроки не комментирует. Помимо Hyperloop, принадлежащий «Сумме» фонд Caspian VCP также является инвестором Uber.
Hyperloop One основана в 2013 году. В основе проекта идея вакуумного поезда, предложенная американским предпринимателем и инженером Илоном Маском. Суть предложения в строительстве сети труб на эстакадах, в которых поддерживается технический вакуум. Внутри на скорости от 480 до 12220 км/ч могут перемещаться поезда с грузами или пассажирами. Сам Илон Маск не намерен реализовывать эту идею, отдав ее всем желающим.
В мае 2016 года Hyperloop One провела испытания двигательной установки. В результате ей удалось достичь разгона до скорости 540 км/ч за 2 секунды. Полномасштабные испытания назначены на 4 квартал 2016 года.
Помимо Hyperloop One, разработками вакуумного поезда занимается компания со схожим названием Hyperloop Transportation Technologies. Ее исполнительный директор Дирк Алборн также принял участие в ПМЭФ-2016. В своем выступлении на сессии, посвященной инфраструктурным проектам, он отметил, что проект вакуумного поезда может быть эффективным на территории России. "Здесь огромные расстояния, здесь можно перемещать грузы и людей очень эффективно и очень быстро", – сказал он. Пока пилотные проекты Hyperloop Transportation Technologies намечены к реализации в Калифорнии и Словакии. По словам Дирка Алборна, в Калифорнии пробный участок может быть построен к 2018 году. Стоимость 1 километра может составить 15 млн долларов США.
Напомним, группа «Сумма» дагестанского бизнесмена Магомедова, известного, в частности, своим институтским знакомством с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем, уже принимала участие в нескольких проектах в Петербурге. Так, в 2011 – 2013 годах компания «Интекс» выполняла работы по воссозданию исторического облика и интерьеров Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца. А компания «ГлобалЭлектроСервис» в рамках строительства энергетического кольца Санкт-Петербурга впервые в России реализовала инженерный проект по прокладке подводного кабеля 330 кВ по дну Финского залива.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»