Я не болельщик. Поэтому я не смотрел феерический матч между нашей футбольной дружиной и командой Уэльса. Об ужасном результате я узнал из утренних телевизионных новостей. Узнал и очень расстроился – и даже не потому, что за Державу стало обидно. Просто папа мой – вот он настоящий болельщик. Когда-то он играл за «Зенит», по-настоящему разбирается в футболе, всегда болеет и очень переживает, когда наши лажают. А лажают они – ну, сами знаете.
В этот же раз они не просто облажались, а, как говорится, – через семь ворот с присвистом. То есть совсем лажово облажались. И я расстроился, что мой папа расстроился. И обидно мне стало не за этих гламурных обормотов, а за моего папу. Он самый лучший папа на свете, и я хочу, чтобы он радовался, а не расстраивался.
И вот, в расстроенных чувствах, смотрел я новости дальше и внимание мое вдруг привлек сюжет, где рассказывалось о посещении Путиным «Ленфильма». Сюжет был бравурный: Верховному показывали реконструированную по его же указанию студию и рассказывали о невероятных достижениях. Оказывается, «…за последние три года на «Ленфильме» реализовано 160 с лишним проектов… Все по высочайшим мировым стандартам». Меня аж подбросило. Я лихорадочно стал пытаться вспомнить из этих 160 хотя бы несколько. Ничего не получалось. А бодрый голос из телевизора между тем рапортовал, что техника на «Ленфильме» теперь «не хуже голливудской». Сам собой, в голове возник вопрос: господа, а если техника не хуже голливудской, то где же фильмы аналогичного качества? Растворились незаметно в упомянутых 160 с лишним проектах? И тут, глядя на суровое, но в целом довольное лицо нашего Главнокомандующего, я вдруг понял, что, как ни странно, вся эта «ленфильмовская» экскурсия имеет прямое смысловое отношение к фантастическим успехам нашей футбольной сборной. Прямое – потому что по одному и тому же принципу сделано и с похожими результатами. Поясню свою витиеватую и в целом недобрую мысль:
Вот на «Ленфильме» техника не хуже голливудской, а культовых фильмов нет, зато есть 160 с лишним проектов по высочайшим мировым стандартам. Ну и в футболе: трусы у нашей сборной не хуже, чем у немцев, и я даже думаю, что лучше, чем у словаков, вот и продукт – на высоком европейском уровне. Этот «продукт» очень понравился европейцам, особенно валлийцам и англичанам, ну и полякам, конечно же, тоже. Мы можем порой порадовать старушку Европу, особенно если чуть-чуть постараемся.
А если серьезно, то дело, конечно, не в трусах и не в голливудской технике. Сдается мне, что если даже все команды европейского чемпионата завещают свои трусы нашей футбольной дружине (командой эту шайку из татуированных и небритых дяденек нельзя называть категорически, дабы не впасть в кощунство) – это сообщество лучше не заиграет. Ну, не смогут они, чего пристали, как эти… Вот и голливудская техника – она важна, конечно, но не гарантирует изобилия даже не киношедевров, а просто нормальных, качественных фильмов. Чтоб как раньше, как когда-то. Чтоб за душу брало. Чтобы у зрителей и смех был, и слезы, и душевный подъем, и желание посмотреть этот фильм еще раз, и пообсуждать его взахлеб с друзьями. Я уж и не помню, когда такое было в последний раз. Наверное, я что-то пропустил. И все мои знакомые (а их немало, и они не дикие люди, лишь недавно вылезшие из тайги в наш суетный мир) тоже.
Между тем, когда мы имеем такие замечательные результаты в футболе и кинематографе, многие высказывают крамольную мысль, что, дескать, надо что-то менять. То есть не меняться трусами и техникой, а изменить сам подход. Только не подумайте, что я к революции призываю – куда мне, консерватору записному.
Просто я полагаю, что для хорошего футбола и хорошего кино (а все это нам очень-очень нужно, люди, как говорится, изголодались по настоящему, по нефальшивому) необходимо несколько обязательных условий.
Некоторые я могу назвать:
Первое. Нужно горячо любить свою Родину. Да-да. Вот так просто. Любить Родину и ее людей, сыновей и дочерей, болельщиков и зрителей. Пинать мячик не для заработка и звездной жизни, а чтобы людям радость подарить. Таким, как мой папа. И кино снимать – для людей, чтобы им хорошо было, а не продюсеру и режиссеру, удовлетворяющим свои материальные и творческие амбиции и рефлексии. То есть, я не хочу, чтобы продюсерам, режиссером и футболистам стало плохо. Просто сначала должно стать хорошо людям. А потом уже – как заслуженный результат, и творцам. Как говорилось в одной русской сказке – «по подвигу и награда». Когда происходит наоборот – дело дрянь.
Второе. Оно вытекает из первого. Обогащаться и премироваться надо с результата, А НЕ С ПРОЦЕССА. Так не только честнее, так для этого самого результата лучше. Мысль не новая и очень простая – дивиденды получать с доходов, а не с расходов. Не бюджет пилить, а честный урожай собирать. Но это сложно. Результат – кто его знает, какой он будет. А бюджет – его ведь главное выбить, а уж осваивать-то мастера найдутся.
Чтобы Первое и Второе легче запускалось, очень нужно
Третье: Национальная идея. И она никак не может быть просто патриотизмом, как недавно сказал наш Верховный. Патриотизм может быть только неким свойством национальной идеи, некой ее гранью. Но она не может этим патриотизмом исчерпываться. Это все равно как на вопрос «Что такое салат оливье?» ответить: «Это майонез». В принципе, ответ правильный, но, мягко говоря, не полный. Без майонеза никак не обойтись, но только на нем оливье не сваришь. Национальная идея – это, если хотите, некий план, некая стратегия, которая объясняет, где мы как народ находимся сейчас и куда должны следовать, и почему именно туда, и что нам на этом пути надо преодолеть. Мы должны понимать цель, осознавать, что именно хотим построить. И что нам для этого нужно. Без осознания цели никуда не поплывем, а будем болтаться, как дерьмо в проруби.
Это только кажется, что футбол и кино – просто забава, потеха. Делу время, потехе – час, уйдите, товарищи, не до вас, у нас тут Сирия. Хороший футбол и хорошее кино как раз сейчас нам крайне необходимы – в том числе для воодушевления народа.
Армия, если кто подзабыл, – это часть народа. И она, как и весь народ, не хлебом единым сыта.
Пережить позор унизительнейшего поражения можно. Да и нужно. Не надо впадать в пессимизм. Вот только… Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих. А как же тогда назвать тех, кто ни на каких ошибках не учится?
P.S. Пока я писал этот текст, пресс-секретарь президента России господин Песков заявил, что Владимир Владимирович не смотрел матч между россиянами и валлийцами, поскольку именно в это время был на «Ленфильме». И что экскурсия президенту понравилась, и что в нашем кино дела идут лучше, чем в нашем футболе. Ну, что тут сказать… Просто в футболе результат очевиднее, нагляднее. Там, как один мой знакомый говорил, «все сразу на тАбло пишется…»
Андрей Константинов