Посвящается памяти советских военных моряков и пограничников с военно-морской базы Ханко, погибших на острове Бенгтшер в Балтийском море при выполнении боевого задания.
Совсем скоро финны будут отмечать 75-летие победы в сражении за маяк Бенгтшер в Балтийском море. 26 июля 2016 года здесь, на площадке около здания, где теперь расположен музей, зазвучат победные марши, а церемония подъема бело-голубого флага и речи будут особенно торжественны. В день начала войны нам – жителям города на Неве – стоит вспомнить о том, как в теплую и тихую июльскую ночь 1941-го на маленьком гранитном островке в Балтийском море и вокруг него развернулось настоящее сражение. Пусть воевавшие тогда на стороне фашистской Германии финны празднуют свою победу в этом сражении, но для нас эта военная операция на Балтике совсем не поражение, а подвиг. Подвиг защитников Ханко, которые ценой своих жизней сделали все возможное для того, чтобы отвлечь на себя силы противника, а главное – дать возможность подготовить Ленинград к долговременной обороне.
12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший Зимнюю войну 1939/40 года (подробнее об этом читайте здесь). По одному из положений этого договора СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут), включая город Ханко, порт, морскую территорию радиусом в 5 миль к югу и востоку и в 3 мили к северу и западу и ряд окружающих островов для создания военно-морской базы. Советскому Союзу предоставлялось право содержать на арендованной территории вооруженные силы.
Оборона военно-морской базы Ханко советскими моряками и пограничниками продолжалась 164 дня - с 22 июня по 2 декабря 1941 года и стала частью военной истории нашей страны. Кроме непосредственно обороны базы, в июле - августе 1941 года был успешно реализован ряд десантных операций, в ходе которых разгромлены наблюдательные пункты и даже заняты окружающие острова с установленными на них батареями. Единственным сражением, в ходе которого финны смогли удержать за собой стратегически важный объект, был бой за остров Бенгтшер в Балтийском море.
Бенгтшер – совсем небольшой остров, около 250 метров в длину и около 150 метров в ширину; высота скал над уровнем моря не превышает 6 метров. В 1906 году на Бенгтшере было сооружено трехэтажное каменное строение, к которому примыкает 46-метровая башня самого высокого в Финляндии маяка. Вокруг него с южной и восточной сторон расположена каменная терраса, с северной стороны - два хозяйственных сарая и сауна. В ясную погоду с маяка просматривается все устье Финского залива. Именно отсюда, с маяка, можно было корректировать огонь финских батарей, а также следить за движением судов в акватории порта базы Ханко.
Незадолго до решения о штурме маяка Бенгтшер, ночью 16 июля 1941 года, отряд пограничников базы Ханко под командованием лейтенанта Заикина на двух катерах подошел к острову Моргонланд, расположенному примерно посередине пути между Ханко и Бенгтшером, высадился на остров и застал врасплох финских наблюдателей-корректировщиков огня. В результате десантирования на остров группа финского лейтенанта Эрика Алблада была захвачена в плен, а строения на Моргонланде сожжены. В ходе допроса пленные финны признались, что на маяке находится только маленькая группа наблюдателей. Конечно, Бенгтшер можно было попытаться уничтожить огнем крупнокалиберной железнодорожной артиллерии, но успех на Моргонланде вызывал у командования военно-морской базы Ханко желание провести еще одну подобную операцию.
Решение поставленной задачи было возложено на кадровых пограничников, уже неоднократно выполнявших сложные задания: старшего лейтенанта Павла Курилова (командир десантно-штурмовой группы), лейтенанта Михаила Беликова (заместитель командира) и политрука Андрея Румянцева.
Но разгром базы на Моргонланде заставил и финнов задуматься, и они решили усилить гарнизон на острове Бенгтшер. Вечером 20 июля 1941 года из пехотной роты с острова Росала на Бенгтшер была отправлена группа лейтенанта Фреда Лютера численностью 26 человек. 24 июля на Бенгтшер прибыл младший сержант Нурми с тремя артиллеристами, установившими на острове 20-миллиметровую автоматическую пушку системы Мадсена. Таким образом, к началу штурма на острове находились уже тридцать пять человек, в том числе лейтенант, четыре унтер-офицера, рядовые и работники, отвечающие за обслуживание маяка.
На советской базе Ханко базировалось семь катеров: три морских охотника Балтийского флота и четыре пограничных катера Морпогранохраны. Для проведения десантной операции на Бенгтшере выделили три.
Степан Леонтьев, служивший на катере ПК-238, вспоминает: "В 23 ч. 00 мин. мы покинули базу. ПК-238 был головным, за нами шел МО № 312 и, с некоторым отставанием, МО № 311. Шли бесшумно, подводным выхлопом, без света. Подошли к острову Бенгтшер в 1 ч. 15 мин., там все было тихо. МО № 311 остался в дрейфе в 700–800 м от берега. ПК-238 подошел к берегу левее и сзади шел МО № 312. Во время нашей высадки стрельбы еще не было, но когда к берегу подошел МО № 312, финны открыли пулеметный огонь..."
Согласно финским боевым донесениям, в ночь на 26 июля 1941 года стояла теплая и безветренная погода, но видимость из-за дыма от пожаров составляла около 4 км. Около часа ночи финские наблюдатели заметили советские десантные катера, но, так как в предыдущую ночь около острова активно двигались немецкие морские охотники, они приняли их за боевые корабли союзников. Тревога прозвучала в 1:05, когда десантники, уничтожив финского наблюдателя на южной стороне острова, высадились на скалы и ринулись на штурм здания маяка.
Из журналов боевых действий финского гарнизона острова:
01:10. На центральный финский узел связи на материке с Бенгтшер поступила радиограмма: «Русские высадили десант на Бенгтшер, нужна помощь и артиллерийская поддержка…»
Огонь десантников и катеров погранохраны по зданию маяка и району хозяйственных построек, где находилась пушка Мадсена, был настолько сильным, что еще несколько защитников маяка было убито и ранено. Лёгкое ранение получил и лейтенант Фред Лютер.
01:15 – 01:20. Финские артиллеристы начинают огневую поддержку маяка с береговых батарей. Морская артиллерийская группа капитан-лейтенанта Аувинена выдвигается к острову Бенгтшер.
02:00. Лейтенант Лютер сообщает по радиосвязи: все защитники маяка находятся в здании и на самой башне, русские контролируют всю остальную территорию острова.
03:00. Связь с маяком прервана.
03:09. На остров пытается высадиться ещё одна группа советских солдат. В то же самое время, под ураганным огнем русских, младший сержант Нурми и артиллерист Виртанен добегают из здания маяка до огневой позиции с пушкой Мадсена и оттуда открывают огонь по приближающемуся к острову десантному судну русских.
03:10. Советское судно отходит от острова, так и не высадив дополнительный десант.
05:35. Идет бой на самом острове. Финский гарнизон, запертый в здании, ведет оттуда огонь и забрасывает наступающих десантников гранатами. В ходе боя за здание маяка смертельные ранения получает командир десантно-штурмовой группы Павел Курилов, командование принимает лейтенант Михаил Беликов, он же теперь руководит штурмом. Береговая артиллерия финнов продолжает артиллерийский обстрел острова (их снаряды рвутся почти рядом со зданием маяка) и находящихся вблизи острова советских морских охотников. Последние пытаются поддержать десантников огнем судовых орудий по зданию маяка и башне. Одновременно им приходится вести и артиллерийскую дуэль с уже подошедшими к месту боя финскими судами огневой поддержки Uusimaa и Hämeenmaa. К месту боя прибывают советские и финские истребители - в воздухе над островом разворачивается и воздушное сражение. Советские И-15 и финские истребители поочередно атакуют друг друга и наземные цели.
05:35. Прибывшая на помощь защитникам маяка штурмовая группа младшего лейтенанта Пауля Освика (2 офицера и 10 рядовых) производит высадку на остров с подошедшего к острову финского сторожевого катера № 13
05:55. Финны фиксируют пуск с советского сторожевика красной сигнальной ракеты (видимо, сигнал на отход), а в 6:00 лейтенант Лютер вновь выходит на связь с командованием и сообщает о том, что русскими захвачен первый этаж здания маяка и бой идет уже внутри здания, группа Освика успешно высадилась, но сам Освик уже убит.
06:02. Советский ПК- 238 подходит к южной части острова (для того, чтобы снять остатки десанта), но тут же получает прямое попадание, теряет ход и начинает гореть.
6:38. Русские десантники открывают огонь из пушки Мадсена, снова идет воздушный бой. Советские истребители пытаются атаковать финские суда огневой поддержки.
7:30. Дополнительно к группе Освика финны высаживают на восточную часть острова еще две штурмовые группы – лейтенанта Кайконена и фельдфебеля Бэклунда (примерно по 40 человек каждая). Русские десантники на острове отчаянно сопротивляются, в финских штурмовых группах есть убитые и раненые. ПК-238 тонет, финский сторожевой катер подбирает из воды 13 раненых и обгоревших советских моряков.
9:00. С большими потерями финнам удается выбить советских десантников и вновь захватить первый этаж здания маяка.
9:16. Лютер докладывает по рации, что ситуация, очевидно, переломлена и речь идет лишь о времени ее завершения. Советские морские охотники отогнаны от маяка на значительное расстояние, остров заполнен финскими егерями и пограничниками.
Тем не менее советские моряки еще несколько раз пытаются пробиться к острову и забрать остатки десанта, но сделать это не удается - огневой вал финнов слишком мощный. Без командования (Беликов и Румянцев погибли), израненные, с израсходованным боекомплектом, советские пограничники продолжают бой почти до вечера 26 июля 1941 года. Согласно финским донесениям, лишь в 18:45, то есть через 17 часов после начала штурма, с Бенгтшера сообщили о подавлении последней огневой точки русских на скалах этого маленького острова.
Штурм не удался, хотя наши моряки и пограничники ворвались в здание маяка и даже захватили первый этаж, а потом дрались на скалах до последнего патрона. В плен попали единицы, в основном это были моряки с потопленного и сгоревшего ПК-238. Все сражавшиеся на острове остались верными присяге. Именно тогда, в первые дни войны, они дали понять финнам, что их главнокомандующий, Карл Густав Маннергейм, сильно ошибается, а цена его имперских амбиций по присоединению Советской Карелии и созданию Великой Финляндии, южная граница которой пройдет после полного уничтожения Ленинграда по берегу Невы, будет очень дорогой для простых граждан этой северной страны.
Тогда, 26 июля 1941 года, было еще очень далеко до осени 1944 года, момента, когда финны начали военные действия против своего союзника – Германии. Еще дальше было и до победной весны 1945 года, но парни-моряки и пограничники честно выполнили свой воинский долг.