Запретить туфли на шпильках? Отправить в армию всех женщин, не успевших к 23 годам родить ребенка? Установить штраф в 50 тысяч за иноязычные слова? Ввести 12-часовой рабочий день как лекарство от депрессии? Не продавать сигареты женщинам младше 40 лет? Это далеко не полный перечень экзотических законов и законопроектов, внесенных на рассмотрение, страшно сказать, Государственной думы.
Злоязыкие журналисты и прочая либеральная публика не только критикуют законотворцев за очевидный запретительный уклон, так еще недоумевают: что именно курят, едят или нюхают благообразные люди в элегантных костюмах, если их посещают такие психоделические, фантасмагорические мысли и видения?
Могу на конкретном примере доказать, что они не курят и не нюхают, они книжки читают и делают выводы.
Вот сенатор Тюльпанов недавно убедительно продемонстрировал, что читает не только российскую прессу, где парламентариев ругают за попытки запрещать и не пущать, но и труды знатоков заокеанской политики.
Если конкретно, на этот раз сенатор выступил с законодательным предложением не запретить, а разрешить, не ужесточить, а освободить. Освободить мотоциклистов от уплаты транспортного налога, если при жизни они подпишут согласие на посмертную трансплантацию своих органов.
По мнению сенатора, освобождение этой, как он выразился, «крайне ограниченной категории лиц от уплаты транспортного налога (или существенное его снижение) в обмен на прижизненное согласие на посмертное донорство, во-первых, будет актом высокоморальным, во-вторых – поможет спрофилактировать число трагических ДТП с участием мотоциклистов (физически подписав такую предупредительную бумажку, байкеры уж точно усвоят, что значит латинское предупреждение насчет memento mori, и поумерят гонщицкий пыл), а в-третьих – станет стимулом для развития донорства в России. Законодатель так прямо и пишет: «Цель предложенной инициативы – изменить отношение общества к донорству, что даст возможность сохранить жизнь и здоровье многих россиян, нуждающихся в пересадке органов, а также еще раз поставить перед мотоциклистами вопрос о необходимости предполагаемого риска».
Если все пойдет как надо, то, по мысли законодателя, действие закона можно будет распространить на автомобилистов. Ведь и среди них полно лихачей, которые бьются в смертельных ДТП безо всякого смысла и пользы для народного хозяйства или здравоохранения.
Вчитываюсь в суть законодательной инициативы и понимаю, что я где-то что-то такое насчет смерти ради общественного блага читала и раньше.
Перепроверила. Точно! Сенатор Тюльпанов творчески переработал идею некоего американца по имени Кристофер Бакли.
Бакли как источник законотворческого вдохновения – персонаж вполне достойный: выпускник Йеля, в бэкграунде (вроде за иноземные слова еще не штрафуют) Esquire и The New York Times, трудился как главный спичрайтер у Буша-старшего; человек бывалый и американскую политическую кухню знает, как свои пять пальцев. Отчего же не тиснуть у него законодательную идейку?
Идея, правда, не про донорство, а про пенсионную систему в целом.
По условиям задачи, поколение американских бэби-бумеров (все еще не штрафуют?) массово уходит на пенсию, система соцобеспечения трещит по швам, на каждого пенсионера два работающих, налоги подскакивают до небес, молодежи не хватает на капучино и айфоны, а пенсионеры все живут и живут. Тогда и рождается законопроект «О восхождении», суть которого проста: социально ответственный пенсионер ради благополучия потомков подписывает обязательство покончить с собой в 75 лет в обмен на освобождение от налога на наследство. А если старик еще более социально ответственный и высокоморальный, то обязуется совершить самоубийство в 70 – в обмен на расширенный список льгот, от субсидий на ботокс до отмены налога на сигвеи и гольф-кары (еще не штрафуют?).
А страшное слово "самоубийство" в законопроекте заменили на красивое и нейтральное «восхождение». Правда, изящно?
Если пенсионеров заменить на мотоциклистов, а «восхождение» на добровольное донорство, то получится нечто очень похожее на законопроект сенатора Тюльпанова.
С одной стороны, хорошо, что сочинение Бакли не попало в руки чиновникам из пенсионного фонда, там как раз мучаются над тем, как заткнуть финансовые дыры, с другой стороны, жаль, что даже читающие сенаторы не умеют отличить политическую сатиру от учебника по политологии. И занимаются законодательной психоделикой о пользе для здравоохранения «добровольного посмертного донорства» вместо того, чтобы озаботиться качеством российских дорог и эффективностью дорожной полиции. Ну, чтобы мотоциклисты и автомобилисты не бились на убитых шоссе и соблюдали скоростной режим, как они это делают в какой-нибудь Финляндии.