ГИМС намерена использовать депутатские поправки, чтобы очистить реки и каналы Петербурга от хамов на гидроциклах, устраивающих холодный душ любителям прогулок по набережным.
По закону города Санкт-Петербурга кататься на водном мотоцикле разрешено только по Неве, заход в реки и каналы гидроциклистам заказан. Однако это требование повсеместно нарушается, в том числе и из-за правовой неопределенности. Принятые в апреле депутатские поправки позволили инспекции по маломерным судам разработать план, при котором и петербуржцы будут сухи, и сборщики налогов — довольны.
Ловить гидроциклистов-нарушителей в Петербурге могут два ведомства — транспортная полиция и государственная инспекция по маломерным судам, входящая структурно в МЧС. При этом полицейские работают только на Неве, и, как правило, их рейды проходят совместно с петербургскими спасателями. А вот малые водные магистрали — вотчина ГИМС. Но есть нюанс. Запрет для аквабайков на выход в реки и каналы носит региональный характер. Поэтому, поймав нарушителя, сотрудники инспекции федерального ведомства оформляют документы о нарушении и направляют в районные отделы по исполнению административного законодательства, а там уже принимают решение о наказании. В связи с этим закономерны цифры, которые «Фонтанке» озвучил глава городского ГИМС Александр Радько: с начала навигации 2016 года было оформлено 67 протоколов об административных правонарушениях на Неве, и только 2 — о нарушениях на реках и каналах.
Поимка гидроциклистов мало похожа на экшн с погонями. В этом «Фонтанка» смогла убедиться лично, приняв участие в рейде ГИМС 23 июня. Будний день и время около 16.40 не предполагали большого улова. Однако буквально через 20 минут у Тучкова моста инспекторы увидели пару аквабайкеров, рассекавших Неву. Один из трех катеров начал движение в их сторону. По громкоговорителю молодого человека и девушку просили остановиться. Однако пока катер ГИМС не догнал их в районе впадения Малой Невки в Неву, они так и не остановились, делая вид, что требование не слышат. Через пару минут общения стала ясна причина плохого слуха. Дело в том, что водные мотоциклы пара взяла в прокате. Правда, в договоре было указано, что только для фотографирования рядом с берегом. В свое оправдание молодые люди говорили, что и не заметили, как далеко отошли от проката. У гидроциклистов не оказалось при себе удостоверения на право управления плавсредством. Как не оказалось его и у сотрудников проката, оперативно прибывших на станцию ГИМС на Южной дороге, куда транспортировали два аквабайка. В отношении молодых людей были составлены протоколы об управлении транспортным средством без документов. Штраф от 1000 до 1500 рублей. Досталось и прокату. Им выписали протокол о предоставлении транспортного средства лицу без документов на право управление. Размер штрафа — аналогичный.
По наблюдениям корреспондента «Фонтанки», инспекторы оставили без внимания несколько гидроциклистов, которые на большой скорости просвистели мимо катеров. Радько объясняет это тем, что догонялки с водными байкерами — не их метод: «Это создает опасность, как для движение на воде в целом, так и для самого водителя плавсредства. Не дай Бог перевернется или врежется в опору моста».
Отметим, что гидроциклисты и сами создают реальную угрозу собственной безопасности. 14 июня, как писала «Фонтанка», аквабайкер влетел в Театральный мост, уходя от столкновения с катером. Когда его выловили спасатели, оштрафовали и отправили байк на штрафстоянку, говорят, он был весел и шутил, что все лучше, чем гибель.
Регулярные рейды не уменьшают количество нарушений со стороны гидроциклистов. По словам Александа Радько, нет динамики к увеличению нарушений, но и меньше их не становится. В сети существует большое количество форумов, на которых владельцы прокатов и водных байков обмениваются опытом, как выйти с наименьшими потерями после встречи с ГИМС. Среди популярных тем, например, такая: «В преддверии сезона предлагаю выяснить, чем грозит (штраф + спецстоянка или только штраф) управление гидроциклом в трезвом состоянии без судового билета и удостоверения судоводителя, имея при себе паспорт РФ и договор купли-продажи для подтверждения права собственности».
Поэтому ГИМС решила воспользоваться нововведениями законодательства для работы с особо наглыми аквабайкерами. В апреле этого года Госдума приняла поправку в закон, которая относит к обязательным доказательствам при рассмотрении административных дел кино-, фото- и видеоматериалы, звукозапись, информацию из различных банков данных. Инспекция начала создавать базу фото- и видеофиксации водных гонщиков. В ней аккумулируются данные на гидроциклистов и их транспортные средства для последующей передачи в прокуратуру и налоговую инспекцию. На сборщиков налогов у ГИМС особая надежда. «Как правило, купив гидроцикл (стоимость нового агрегата варьируется от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей. — Прим. авт.), эти товарищи не ставят его на учет, а соответственно, и не платят налоги», – отмечает глава ГИМС. Проблема с налоговой надолго может отбить желание у владельца не только обливать водой пешеходов, но и вообще пользоваться аквабайком.
Инспекция предлагает читателям «Фонтанки» присоединиться к их работе и присылать им фото или видео, по которым можно идентифицировать номер плавсредства водного нарушителя.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»