Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как -1

3 м/с, южн

748мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

«Закон о торговле» спишет бонусы с покупателей

1467
ПоделитьсяПоделиться

Принятые 24 июня Госдумой поправки в «Закон о торговле» спровоцируют дефицит и рост цен, прогнозируют участники рынка. А вот выгоды малому бизнесу, в интересах которого изначально принимались, принесут немного.

Поправки Ирины Яровой в закон «О торговле», которые были последние полтора года предметом ожесточенных споров между ретейлерами, поставщиками и законодателями, приняты Госдумой. Хотя предложения о снижении бонусов значительно смягчили, переходить на новые правила придется быстрее, чем ожидали участники рынка. Ретейлеры советуют потребителям «запасаться продуктами» и ждать «перебоев в поставках».

Сегодня, 24 июня, Государственная дума РФ приняла поправки в закон «О торговле» во втором и третьем чтениях. Смысл законопроекта  — в  ограничении премий, которые поставщики продуктов питания перечисляют в пользу сетей за продажу определенных объемов товаров и различные услуги. Действующая редакция устанавливает бонус за размер закупки на уровне 10%, а остальные выплаты (например, за маркетинг или логистику) не ограничивает. 

Автор поправок депутат Ирина Яровая, известная своими резонансными законопроектами, объясняла необходимость изменений заботой об отечественном производителе: сэкономленные на платежах сетям суммы могут быть направлены на другие цели, к примеру на развитие. Кроме того, это будет способствовать более честной конкуренции: те, кто имеет маркетинговые бюджеты на продвижение в сетях, и те, кто не имеет, окажутся в равных условиях.

Изначальный вариант предполагал снижение премий за продвижение товаров, рекламу, логистику до 3%. В таком виде проект прошел первое чтение в мае 2015 года, но вызвал возмущение со стороны розничных сетей. Ретейлерам удалось почти на год заблокировать поправки. И только после того, как президент Владимир Путин призвал не тянуть с их принятием, депутаты смогли вернуться к обсуждению. Правда, перед этим Минпромторг рекомендовал установить допустимый бонус в 5% и вывести из-под него логистические услуги, так как, по словам сетей, в противном случае могли возникнуть сложности с доставкой продуктов в удаленные районы. 

Опасения, что новая версия закона слабо учитывает интересы потребителя, в ходе Петербургского международного экономического форума высказывал и председатель комитета Государственной думы по экономической политике Анатолий Аксаков. Однако после обсуждения на этой неделе профильный комитет все же согласовал проект с небольшими корректировками. К примеру, новшеством последнего этапа стало решение исключить акцизы и НДС из базы начисления бонусов, из-за чего сумма платежа в пользу ретейлера еще возрастет. Однако премии за все услуги, включая логистические, все-таки придется уместить в 5%.

Также новый закон предполагает сокращение допустимой отсрочки платежа. Так, за поставку продуктов со сроком годности менее 10 дней ретейлерам придется расплатиться с поставщиками через 8 дней (сейчас 10), со сроком годности 10 – 30 дней – за 25 (сейчас 30), со сроком годности более 30 дней – за 40 (сейчас 45).

Новая редакция закона, при условии, что ее одобрит Совет Федерации и подпишет президент, должна вступить в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. С этого момента все новые договоры поставки должны будут заключаться по новым правилам, а действующие переведены в соответствие с ними до 1 января 2017 года. 

Кому выгодно?

Участники рынка расходятся в оценке новых норм, однако согласны в одном — незамеченными поправки не останутся ни для бизнеса, ни для потребителя.

Так, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ранее подсчитал, что изменение закона «О торговле» приведет к перераспределению между ретейлерами и поставщиками 540 млрд рублей.

По мнению аналитиков Goldman Sachs, из-за низкой покупательной способности россиян и усиления конкуренции ретейлеры не смогут полностью компенсировать упущенные бонусы повышением цен. Как результат, их валовая рентабельность может снизиться на 60 базисных пунктов, а долг публичных компаний — вырасти с 2 до 12 млрд руб. 

Наибольшие риски эксперты сулят сетям «О'Кей» и «Дикси». А вот на финансах «Ленты» , по их мнению, изменения в законодательстве отразятся минимально. В самой «Ленте» от комментариев на этот счет отказались. Генеральный директор петербургской сети «Реалъ» сообщил, что пока ему трудно оценить влияние новых правил на свой бизнес.

С большей охотой ретейлеры оценивают влияние поправок на потребителя. Так, по мнению главы X5 Retail Group  («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Игоря Шехтермана, снижение платежей за маркетинговые услуги и рекламу приведет «в краткосрочной перспективе к исчезновению новинок с полок, а в долгосрочной – к увеличению себестоимости продукции». Также они затруднят проведение промоакций, что ограничит для локальных производителей возможность продвижения своего товара в сетях. 

Президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев в ходе сегодняшнего обсуждения поправок предрек, что из-за ускорения вступления закона в силу участники рынка не успеют перестроиться, поэтому потребителям следует быть готовыми «к перебоям в поставках» и «запасаться продуктами», передает РБК. 

«Сокращение переходного периода точно приведет к недопоставкам и подорожанию товаров, цены на которые были искусственно занижены», – считает совладелица сети «Гирлянда» Алена Гилилова. Однако, по словам предпринимательницы, ее бизнес от этого не пострадает – она работает с небольшими производителями, у которых нет больших маркетинговых бюджетов, и не использует бонусы. Впрочем, саму новеллу она оценивает положительно — крупный и мелкий бизнес будет поставлен в равные условия.

Однако другие участники рынка такой оптимизм не разделяют. «Есть серьезные опасения, что сети все равно найдут возможности брать эти платежи, потому что расставаться с доходами никто не захочет», – комментирует директор по продажам «Мит Стар» Валерий Сергеев. По его словам, сейчас набирает популярность практика, когда сеть не сама продает рекламные услуги в своих магазина, а передает это право некой внешней компании. Однако в долгосрочной перспективе потребитель все-таки должен выиграть. «Ряд крупных компаний, например Х5 и «Ряды», уже работают «с чистой ценой», то есть не берут премии», –  говорит он. 

Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков считает, что в долгосрочной перспективе для покупателя в лучшем случае ничего не изменится, в худшем — за снижение бонусов поставщиков придется заплатить именно ему. При этом малый бизнес, в интересах которого вроде бы принят закон, пострадает наверняка. «От ужесточения регулирования всегда выигрывают крупные игроки, потому что у них есть грамотные юристы и больше возможностей обойти закон», – поясняет он. А вот небольшим компаниям будет перестроиться сложнее, что чревато для них потерей рынка. 

Риски для поставщиков видят и аналитики Goldman Sachs. По их мнению, включение логистических и транспортных услуг в допустимые 5% бонусов может привести к росту их расходов, так как поставщикам придется организовывать доставку за свой счет. 

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close