В начале лета петербургские родители начали массово покупать через Интернет детские «умные» часы. Часы, кроме всего прочего, умеют подслушивать и передавать на родительский телефон все, что происходит рядом с ребенком.
«Фонтанка» протестировала самый дешевый и популярный китайский образец и убедилась – прослушка реальна. Юристы в один голос предупреждают — за покупку таких часиков можно получить срок. Но, даже если правоохранительные органы не сочтут часы спецсредством, остается открытым вопрос, как «прослушка» со стороны родителей повлияет на ребенка.
Похоже, 1 сентября этого года в каждом петербургском классе найдется как минимум один ребенок с китайскими «умными часами» на руке. Такие часы мамы активно заказывают на Aliexpress и через системы совместных закупок в различных "родительских" сообществах. А тем, кто не хочет месяцами ждать доставки, уже на следующий день часы привезет курьер из компании-посредника — правда, вдвое дороже. Цена, в зависимости от модели и способа покупки, колеблется в диапазоне от 1,5 до 6 – 7 тысяч рублей.
С точки зрения функционала спрос выглядит оправданным. Часы совершают и принимают телефонные звонки на несколько запрограммированных номеров. С помощью приложения, установленного на родительский смартфон, можно отслеживать перемещения ребенка. Погрешность, правда, составляет несколько сотен метров. Но родители спешат укомплектовать детей часиками не только ради GPS-трекера. Самая интересная функция «умных часов» – прослушка.
Технически это работает так. Мама через приложение посылает запрос на «обратный звонок». Часы «перезванивают» – при этом никак внешне не выдавая своей активности. Родительнице остается лишь снять трубку — и прослушивать свое чадо по тарифу мобильной сети. Аудиозапись часы делать не могут, но если на принимающий смартфон установлена программа записи звонков, это не проблема.
А чтобы родители были уверены, что девайс всегда на посту, в ремешок вмонтирован специальный датчик. Если ребенок без разрешения попытается часы снять, мама получит СМС-сообщение.
«Умные часы», в отличие от обычного телефона, ребенок не забудет в классе и не выронит из кармана. В них нет ни игр, ни интернета, из-за которых в ряде школ использование гаджетов запрещено. Кроме того, ребенок сможет звонить только на записанные в памяти устройства номера — и принимать звонки только с них же. Родители получают ощущение контроля над тем, что происходит с ребенком, пока их нет рядом. Все это, возможно, в наше опасное время для кого-то и хорошо. Если бы не функция «прослушки», которая фактически делает набирающую популярность игрушку «специальным техническим средством, предназначенным для негласного получения информации».
В СМИ каждый месяц появляются сообщения о людях, пошедших под суд за то, что заказали в интернете «шпионскую ручку». В начале июня за такую покупку была осуждена жительница Соликамска. Женщина получила год ограничения свободы. Чтобы сесть на срок до 4 лет по статье 138.1 УК РФ, посылку даже не обязательно получать — сомнительное отправление вскроют на таможне и передадут куда следует. Вместе с данными заказчика.
«Фонтанка» решила проверить, действительно ли работает заявленная функция «обратного звонка» (продавцы в инструкциях к часам термин «прослушка» предусмотрительно не используют). На то, чтобы установить на «родительский» смартфон приложение, настроить его и загрузить в память часов номер «мамы», ушло около часа. Ремешок оказался рассчитан на узкое запястье младшеклассника, поэтому часы были просто положены на стол коллеги, который знал об их технических особенностях. «Обратный звонок» поступил в течение пары минут после запроса. Выяснилось, что самая простая китайская модель «умных часов» для детей обеспечивает отличную слышимость в радиусе полуметра от гаджета. То есть отчетливо звучит каждое слово, сказанное самим носителем часов или рядом с ним. Звук на большем расстоянии от носителя становится менее разборчивым. Но все же, но все же...
Юристы, к которым «Фонтанка» обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию, посоветовали держаться от таких «умных часов» подальше. Хранение, использование и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия не допускается Конституцией. Поэтому в России было введено лицензирование спецсредств для негласного добывания информации. Адвокат Евгения Бурмасова отмечает, что «умные часы» позволяют получать аудиальную информацию негласно, при этом у владельца не будет лицензии на приобретение и использование спецсредств. «Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, отнесены законодательством РФ к числу продукции, использование которой физическим и юридическим лицам, не уполномоченным на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещено, – подчеркивает Евгения Бурмасова. – Вряд ли родитель, купивший такие часы ребенку, окажется субъектом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Но правоохранительные органы могут счесть его лицом, нарушающим действующее законодательство РФ».
Адвокат, управляющий партнер юридической компании "Ди Си Оу", Василий Давыдов, отмечает, что использование функции «обратный звонок» нарушает права как самого ребенка, так и его собеседника вне зависимости от возраста. Необдуманное использование «умных часов» может привести к серьезным судебным разбирательствам — даже между родителями, особенно если они в разводе. «Взрослый человек, который о чем-то поговорил с вашим ребенком, а потом узнал, что вы этот разговор прослушивали, получит основания обратиться в суд, – предупреждает Василий Давыдов. – Кроме того, если между родителями существует конфликт и один из них «вешает» на ребенка часы с прослушкой, то второй также может обратиться в суд как законный представитель несовершеннолетнего, чтобы защитить его права. В соответствии с Конституцией, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Право несовершеннолетнего на индивидуальность предполагает наличие у него права на личную жизнь, что зафиксировано в статье 16 Конвенции о правах ребенка. В ней, в частности, предусмотрено, что «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции».
Список видов спецсредств для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, содержится в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214. Строчки «часы детские с функцией обратного вызова» в этом перечне, конечно, нет. Но есть «радиоаппаратура, предназначенная для негласного получения и регистрации акустической информации». Насколько соответствуют «умные часы» этому описанию, возможно, скоро будут решать правоохранительные органы.
Индивидуальный предприниматель, у которого были куплены детские «умные часы» для тестирования, искренне удивился вопросу о лицензии на его товар. «Женщина, возьмите себя в руки, – сказал продавец. – Это, действительно, не совсем законно. Товар не сертифицирован на территории РФ. Но функционал сделан для безопасности ребенка и используется только в экстренных случаях. Если вы боитесь использовать эти часы, не используйте — мы оформим возврат. В Интернете более тысячи продавцов этих часов, сотни тысяч родителей уже используют их. Вас по этому вопросу никто не будет трогать».
Но даже если «никто не будет трогать» родителей, открытым остается вопрос, как повлияет на ребенка осознание, что мама в любой момент может нажать кнопку и подслушать его разговоры. Или то, как он ходит в туалет.
Основатель классической гимназии № 610 и учитель истории Лев Лурье считает, что современных школьников не надо недооценивать — функцию «прослушки» они быстро научатся обходить. «Ничего тоталитарного я в этом не вижу, – говорит Лев Лурье. – Если бы у детей в лагере в Карелии были такие часы, возможно, трагедии бы не случилось. Существуют рискованные ситуации, в которых использование этого гаджета оправданно». Лев Лурье отмечает, что между детьми и родителями постоянно идет борьба за личное пространство — родители неизбежно нарушают его границы. Хотя бы требованиями, чтобы ребенок был дома строго к определенному времени и делал уроки. «Я вполне допускаю, что на своего маленького ребенка надел бы такие часы, – говорит Лурье. – Особенно если он едет куда-то без меня, в лагерь отдыха или на праздник».
Директор лицея № 369 Константин Тхостов отмечает, что «умные часы», несмотря на то что покупаются в целях безопасности, могут и сами представлять угрозу для ребенка. Во-первых, как и мобильный телефон, часы излучают электромагнитные волны. Во-вторых, дорогой гаджет на руке маленького ребенка — это соблазн для злоумышленников, которые могут напасть, чтобы его отобрать. «На своего ребенка я не стал бы надевать такие часы, – говорит Константин Тхостов. – Я не вижу в них смысла, ведь по закону Санкт-Петербурга ребенок до 12 лет должен постоянно находиться в сопровождении взрослых. Кроме того, надежда на помощь спецсредств ослабляет внимание. Запрещать ли ношение этих часов в школе? Если в лицей придут ученики с такими часами, я, как минимум, буду беседовать с родителями, чтобы найти точки соприкосновения по этому вопросу». При этом Константин Тхостов отмечает, что часы, действительно, могут научить ребенка тому, что любой закон может быть нарушен. «Личное пространство — это вещь, которая четко регламентируется законом. Но мы прекрасно понимаем, что, по сути, покупая «айфон», мы подписываем негласное соглашение, что мы открыты для всех, – говорит директор лицея. – Наши разговоры и персональные данные могут попасть в общий доступ. Вот только ребенок это негласное соглашение не подписывает, так как гаджет приобретают родители».
Пользователи форума петербургских родителей «Littleone» разделились — большинство не против снабдить своих детей «умными часами» из соображений безопасности, и лишь некоторые видят в гаджете скрытую угрозу.
«Мой ребенок просит такие часы. Про подслушку знает, его это абсолютно не напрягает», – пишет пользователь под ником ашкымка (орфография и пунктуация оригинала сохранены. – Прим. ред.).
«Мир сошел с ума, кругом враги, и все за всеми следят, – пишет пользователь Sheyla. – Ну даже у младшеклассников есть уже свои секретики какие-то, и не думаю, чтобы им было приятно, что мама 24 часа в сутки может слушать, о чем он говорит, с друзьями, например. А то сказал "Петя-дурак", а мама дома – а ты зачем Петю так называл?»
«Ну, да, конечно, безопасность. Не смешите мои тапочки, – отмечает пользователь под ником Сарафанное радио. – Я – та еще паникерша-истеричка и то для себя допускаю только возможность "GPS-слежения". Причем ребенок будет об этом знать. А прослушка – это уж слишком. Если что-то с ребенком не так, он мне расскажет. Постесняется мне рассказать – скажет папе. А уж выяснить, что к чему, потом всегда можно».
Между тем у поставщиков китайских «умных часов» появилась новинка — модель нейтрального дизайна, без «лапочек» и «розочек», рассчитанная на взрослую руку. Производитель позиционирует их как гаджет для пожилых людей, которые могут потеряться, как и маленькие дети.
В принципе, такой «браслет» можно надеть на супруга – для полной прозрачности отношений. Конечно, при условии, что он достаточно ручной.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»