Первые чартеры в Турцию могут быть отправлены не раньше сентября. И если Египет не откроется до сентября, то осенью в Турции будет аншлаг. Так считают опрошенные «Фонтанкой» эксперты.
Для возвращения российских чартеров в Турцию хватило одного письма Тайипа Эрдогана и телефонного разговора с Владимиром Путиным. Российские авиаперевозчики восприняли новость с осторожным оптимизмом и ждут подробностей. В «Уральских авиалиниях» сообщили, что уже готовы везти туристов в Турцию. При этом на момент публикации текста российские авиакомпании еще не получили официальных писем о возобновлении чартеров.
В любом случае времени для организации перевозки туристов в Турцию в этом сезоне остается очень мало. Российские авиакомпании и туроператоры уже давно сформировали свои летние программы, поясняет научный сотрудник НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. Теперь же им придется в авральном режиме договариваться с турецкими партнерами. Скорее всего, около месяца уйдет на переговоры сторон, а первые чартеры могут быть отправлены в Турцию не раньше сентября.
«Во-первых, большинство туристов уже оплатили отдых, например, в Симферополе или Сочи. В оставшиеся летние месяцы туроператоры не успеют сформировать чартерную программу. Во-вторых, к осени начнут раскачиваться те, у кого планы сформированы не до конца. Поэтому сейчас туроператоры будут осторожно формировать туры на осень. Я думаю, что с сентября Турция откроется по полной», – рассказал Андрей Крамаренко.
Ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов при этом добавляет, что процесс организации туров может занять несколько недель. По его мнению, в гонку активно включится и турецкая сторона, которая будет «убивать рынок ценой» в стремлении привлечь тех, кто в этом году вообще отказался от пляжного отдыха.
Кроме того, Турции важно успеть продать путевки российским туристам до того, как Россия решится возобновить полеты в Египет, считает Андрей Крамаренко. «Конечно, Турции будет играть на руку тот факт, что Египет до сих пор закрыт, а это огромный пласт спроса, который остался не реализован. Это те, кто не готов отдыхать в Алуште, но у кого не хватает денег на дорогие курорты. При этом ожидать 100%-ное восстановление спроса среди тех, кто раньше ездил в Турцию, нереально. Репутация Турции «подмочена» как российскими СМИ, так и атаками террористов. Но потихоньку это направление будет раскручиваться. Российские туроператоры будут забирать клиентов сначала у Черноморского побережья, а потом и у европейских курортов. Если Египет не откроется до сентября, то вполне возможно, что осенью в Турции будет аншлаг, а если египетские курорты не откроют и к летнему сезону, то Турция сможет побить свой собственный рекорд», – уверен эксперт.
Что касается российских авиакомпаний, то о рекордах им думать не придется еще долго. Однако Федор Борисов назвал возобновление чартеров в Турцию «важной отдушиной» для авиаперевозчиков. Особенно для небольших, которые выживали за счет чартерных программ.
При этом, как считает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, увеличение пассажиропотока на турецкие курорты не окажет серьезного влияния на статистику авиаперевозок. «Однако сгладить ее и оказаться на уровне прошлого года вполне возможно», – считает эксперт.
По его данным, до введения запрета годовой пассажиропоток в Турцию составлял более 6 млн пассажиров. «При определенном оптимизме, не считая регулярных рейсов, 1,5 – 2 млн человек могли бы восстановить», – считает Олег Пантелеев. И в выигрыше с российской стороны могут оказаться региональные аэропорты.
«Стоит ожидать, что значительная часть чартерных цепочек будет начинаться именно из регионов. Плюс турецкие авиакомпании постараются весьма оперативно нарастить присутствие в регионах как в чартерном формате, так и используя свои коммерческие права. Пассажиры, которых перевезут на международных авиалиниях, принесут большую выручку региональным аэропортам. Один пассажир иностранной авиакомпании на международном рейсе дает аэропорту в 2,5 – 3 раза больше прибыли, чем пассажир на внутренних линиях. При этом авиакомпании все равно сумеют продлить сезон, потому что в Турции он длиннее, чем на наших курортах, и улучшат свои финансовые показатели», – рассказал Олег Пантелеев.
Эффект от запрета чартеров хорошо виден в статистике Пулково. По данным управляющей компании «Воздушные ворота Северной столицы», пассажиропоток между Петербургом и аэропортами Турции, с учетом регулярных и чартерных рейсов, в 2015 году составил 670 219 пассажиров. За первые пять месяцев 2016 года – лишь 28 130 пассажиров.
Андрей Меньшенин