За три месяца после официального запуска «Петербургской марки качества» Смольному не удалось убедить производителей Северной столицы подтверждать с ее помощью достоинства своей продукции.
Система добровольной сертификации «Петербургская марка качества», с помощью которой Смольный рассчитывал решить проблему с массовой фальсификацией продуктов питания, пока не получила поддержку производителей. По их словам, несмотря на обещания, сети не дают специальных условий обладателям знака качества, а город уделяет недостаточно внимания его продвижению. Да и тратить на сертификацию и ее ежемесячное подтверждение каждого наименования товара сегодня предприятиям не с руки.
На начало июля 2016 года «Петербургская марка качества» присвоена 88 наименованиям товара, сообщил в ходе "круглого стола" «Качество продуктов — бомба замедленного действия» руководитель петербургского Центра контроля качества Ростислав Шипицын. Это всего на 20 позиций больше, чем в марте 2016 года, когда проект был официально запущен. Обладателями марки сейчас являются 11 компаний, среди которых «Талосто», «Пискаревский молочный завод», «Дагвино», «Иней», «Петербурженка», «Выборжец» и др.
По мнению Ростислава Шипицына, причиной могут быть жесткие критерии отбора. «Были случаи, когда подавшие заявки компании, увидев всю технологию сертификации, отказывались от прохождения», – отметил он.
Впрочем, глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев не видит в таких темпах ничего страшного. «Такого рода проекты быстро не развиваются. Для производителей это вопрос имиджа, для сетей тоже», – прокомментировал он.
Между тем потребительские свойства продуктов на полках петербургских магазинов оставляет желать лучшего. Так, за шесть месяцев 2016 года лаборатория Центра контроля качества «ПетЭкс» проверила более 64 тыс. образцов в 32 группах. Хотя продукция была признана безопасной (отклонений по бактериологическим показателям и токсичности не обнаружено), были выявлены массовые различные нарушения физико-химического состава. Самыми фальсифицируемыми продуктами оказались мед (нарушения в 37% исследованных образцов), сливочное масло (26%), молоко (24%), мясные консервы (23%), мясо птицы (20%), мясо (18%), рыба и морепродукты (17%).
«Пользуясь тем, что их нельзя проверять без разрешения прокуратуры, недобросовестные предприниматели занимаются подделкой документов и фальсифицированием продукции», – говорит Эльгиз Качаев. Именно для того, чтобы дать потребителю возможность отличать достойный продукт от плохого, Смольный и запустил проект «Петербургская марка качества», – подчеркнул он.
Однако без участия розничных сетей прохождение такой добровольной сертификации лишена для них смысла, считают производители. «Пока мы не видим реального эффекта. К примеру, «Дикси» вывела нашу сметану из матрицы, несмотря на то, что у нее был знак «Петербургской марки качества», – комментирует Георгий Житмарев, заместитель директора «Пискаревского молокозавода» (получил «Петербургскую марку качества» для трех наименований продукции). По его словам, если в течение года участие в проекте не начнет приносить плоды, компания намерена выйти из него.
«Хотя Х5 Retail Group еще весной пообещала поддержать обладателей «Петербургской марки качества», они пока не дали нам специальных условий», – говорит Виктория Михайлова, исполнительный директор производителя колбасных изделий «Иней» (получил марку качества для 25 своих продуктов). По ее словам, пока ретейлер ограничивается только маркировкой полки, но какого-либо влияния на продажи пока не происходит. «У знака еще слишком низкая узнаваемость. Должны подключиться другие сети, и город должен больше тратить на продвижение», – отмечает она.
При этом сами производители либо вовсе не начали наносить знак на упаковки, либо делают его не очень заметным. «Пока мы используем старую упаковку. Продукты в новой упаковке со знаком качества могли еще не поступить в продажу», – говорит Георгий Житмарев
«Мы наносим знак, но не можем делать его слишком ярким – иначе нарушим стиль упаковки и снизим узнаваемость бренда», – добавляет Виктория Михайлова.
Другие участники рынка вовсе не стремятся подтверждать качество своей продукции. Одна из причин — дороговизна процедуры. Стоимость услуг «Петербургской марки качества» — 50 – 60 тысяч за саму сертификацию, еще 60 тысяч придется заплатить за ежеквартальные проверки для подтверждения статуса. «Это не государственный стандарт, это имиджевая вещь, а в нынешних экономических условиях выкидывать деньги на имидж нецелесообразно», – считает Валерий Сергеев, директор по продажам «Мит стар».
В Смольном обещают учесть пожелания производителей. По словам Ростислава Шипицына, город ведет переговоры с ретейлерами о совместном продвижении «Петербургской марки качества». «Например, с «Лентой» мы договорились, что с августа такие товары на полке будут выделяться. Обсуждаем также отдельную страницу в товарном каталоге. Также планируем договориться, чтобы сети снизили входные платежи или давали специальные условия при проведении маркетинговых акций. Но здесь могут возникнуть претензии со стороны Федеральной антимонопольной службы», – сказал он.
Сам город тоже будет продвигать проект. По словам Эльгиза Качаева, комитет по предпринимательству уже договорился с комитетом по печати о размещении социальной рекламы и с комитетом по образованию – о проведении в школах специальных уроков.
Однако, по словам производителей, этого недостаточно. Побудить участвовать в программе могло бы подписание города с сетями меморандума о намерениях, говорит Валерий Сергеев. «Если бы ретейлеры заявили, что поддерживают «Петербургскую марку качества» и готовы выделить ее обладателям определенные квоты на полке, это имело бы смысл А так сети никому ничего не должны», – отмечает он.
При этом платежи за вход на полки сети и так минимизируют, а недавно принятый закон о торговле предписывает все платежи от производителей уместить в 5%, таким образом давать какие-то дополнительные льготы обладателям "Петербургской марки качества" будет проблематично. «Даже если это произойдет, это отразится на конечной цене, то есть заплатит в любом случае потребитель», – считает Виктория Михайлова.
Ретейлеры утверждают, что потенциально не против поддержать обладателей «Петербургской марки качества». «Я готов поставить на полку специальные стикеры, но о каких других специальных условиях идет речь? Те же «Пискаревский молокозавод», «Выборжец» и «Птицефабрика Синявинская» и так не платят никаких бонусов, потому что это социальный продукт. Если я буду продавать их товар бесплатно, то как я буду платить аренду и зарплату?» – говорит глава сети «РеалЪ» Игоря Янковский. По его словам, при формировании ассортимента ретейлер исходит из того, как товар продается. «Мы можем дать владельцу знака качества шанс, но низкий летний сезон – не лучшее время для вывода новинок», – добавляет он.
Вопросами качества озаботились и на федеральном уровне. Вчера глава правительства Дмитрий Медведев подписал стратегию повышения качества пищевой продукции до 2030 года, разработанную Роспотребнадзором. Она предполагает, в частности, совершенствование нормативной базы, системы мониторингов качества продуктов, а также создание единой информационной системы, позволяющей потребителям получить информацию о составе и производителе продукта. «Стратегия Роспотребнадзора – это, по сути, возвращение к ГОСТам 1970 – 1980-х годов. Это будет ответ на общественный вызов», – прокомментировала Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала Х5 Retail Group.
По мнению Александра Ишевского, заведующего кафедрой технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом ИТМО, в нынешней экономической ситуации участники рынка просто не заинтересованы в повышении качества .«Люди не готовы покупать качественные товары из-за низких доходов, производители производить – из-за низкой прибыли», – отмечает он. По словам эксперта, выходом может стать разработка так называемой социальной рецептуры. «К примеру, может быть использован дешевый белок, и за счет этого цена будет приемлемой, но соотношение белков, жиров и углеводов в продукте будет правильным», – пояснил он.
Впрочем, вопрос контроля за исполнением этих норм все равно остается открытым. К примеру, сейчас лаборатории могут только определить лишь соотношение молочных и не молочных жиров в продукте, но не узнать, чем именно он фальсифицирован. «Отсутствуют государственные регламенты проведения самого такого испытания, пока Росстандарт не утвердит их, такие исследования невозможны», – отмечает он.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»