В последнее время со стороны финских и иностранных антироссийских сил усилилась критика президента Ниинисте за поддержание активных связей с Кремлем. Его уже обвиняли в возврате к политике "финляндизации" и угодливости перед восточным соседом в ущерб западной консолидации, а Ниинисте все свое: с соседями надо общаться. Подобная приверженность постулатам президентов Паасики и Кекконена со стороны Ниинисте привела к успеху. Ведущие финские аналитики признали, что поддержание контактов на высшем уровне является плодотворным и полезным. Так, известный финский обозреватель Ярмо Мякеля (Jarmo Mäkelä) в своем материале "Гость, которого стоило принять" (Vieras joka kannatti ottaa vastaan), опубликованном в газете Maaseuduntulevaisuus, подчеркивает, что в ходе переговоров были достигнуты две важные конкретные договоренности. Во-первых, президент Путин поддержал предложение Финляндии о прекращении полётов в Балтийском регионе с выключенными транспондерами. Во-вторых, была достигнута договоренность об усилении сотрудничества по контролю за ситуацией на полигоне опасных отходов "Красный Бор". Эти вопросы были подняты в рамках двустороннего сотрудничества, но их воплощение служит делу повышения безопасности жизни всех жителей региона Балтийского моря, пишет финский журналист и подчеркивает: "Эти конкретные шаги родились не в результате того, что Финляндия возвысила себя в ранг посредника между Востоком и Западом. Речь идет о политике маленьких шажков, разумно проводимой маленькой страной".
Вместе с тем Мякеля и другие отмечают, что эти вопросы не были главными темами бесед президентов. Как заметил журналист-международник финской телерадиовещательной компании Yle Рейо Линдроос (Reijo Lindroos), даже объявленная повестка дня не включает всего перечня тем и проблем, которые обсуждались главами государств в ходе переговоров и ужина. И это естественно, так как президенты двух соседних стран встречались в не спокойное время, а после референдума Великобритании о выходе из ЕС и, главное, накануне важных международных событий. В пятницу, 8 июля, в Варшаве начнется саммит НАТО, а затем, после двухлетнего перерыва, пройдет заседание совета Россия - НАТО.
В кулуарах подчеркивают: вероятно, именно вопросам подготовки к этим двум встречам Путин и Ниинисте посвятили основное внимание, ибо впервые на саммит НАТО, правда, в качестве гостей на ужин, приглашены главы Финляндии и Швеции. Хотя Ниинисте и будет гостем на ужине руководства НАТО, но предполагается, что от него с нетерпением заслушают сообщение о его встрече с Путиным. О том, что догадки финских обозревателей близки к реальности, свидетельствует то, что накануне президент Финляндии проводил телефонные переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель, с президентом Германии Йоахимом Гауком и президентом Украины Петром Порошенко. Кроме того, как о решенном факте возобновления работы совета Россия - НАТО на прошедшей в Турку пресс-конференции говорил и Владимир Путин. Не исключено, что впереди - обсуждение конкретных мер по решению кризиса на Украине путем введения международных сил с участием стран НАТО и России.
Как прошел финский зондаж ситуации накануне важнейших встреч НАТО и России, судить сложно. К уставшим от двухчасового ожидания журналистам Путин и Ниинисте подошли с довольно напряженными лицами, было видно, что их мысли витали далеко от тех вопросов, которые заготовила пресса. Поэтому, помимо зазубренных штампов о необходимости развивать российско-финляндское добрососедство, у глав государств проскакивали нотки, указывающие на сложность переговоров. Так, Ниинисте подчеркнул, что Финляндия не является "послушным" членом ЕС, а сама наравне с другими принимала участие в выработке и принятии санкций после событий в Крыму и начала военных действий на Украине. Нервозность ситуации проявилась даже в том, что Ниинисте единожды вместо "Украина" сказал "Венгрия". Такая оговорка была проглочена с пониманием, т.к. на финском языке названия упомянутых государств созвучны (Ukraina - Unkari). А вот заявление Путина до сих пор будоражит финские умы. В частности, президент РФ сказал, что Россия отодвинула свои войска от границы с Финляндией на 1500 км (то есть куда-то за Пермь...) и, в случае присоединения финнов к НАТО, войска там не останутся.
Вот и задумались финны: к чему бы это? Хитроумный ход президента, рассчитанный на усиление славы о загадочной России, которую "аршином не измерить и умом не понять", или Путин устал и сейчас на стадии "танцующего и поющего Ельцина"? К счастью, определенную ясность в эту арифметику внес полковник Сил обороны Финляндии Пекка Висури (Pekka Visuri), который во вторник опубликовал армейские данные, согласно которым с 1990 года по настоящее время Россия действительно сократила все сухопутные войска на линии от Санкт-Петербурга до Мурманска, а Ленинградский военный округ с 70 тысяч личного состава ужался до 38 тысяч. Неизвестно, что президент Финляндии теперь доложит в НАТО, но тысячи финнов напряглись от предостережений со стороны Путина по поводу Североатлантического альянса и одновременно остались довольны, что двусторонняя часть переговоров в основном прошла в конструктивном духе.