Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -3

3 м/с, южн

741мм

80%

Подробнее

Пробки

3/10

"Фрау Мария": незаконченное путешествие в Россию

8499

После публикации материала "Картины - императрице, красавица - ее фавориту" в популярном историческом журнале "Ваш Тайный Советник" (№5 (23) май 2016 года) неравнодушный читатель написал запрос в Министерство культуры России с просьбой разъяснить позицию властей относительно судьбы корабля. В ведомстве ответили, что у России мало шансов стать собственником культурных ценностей, но и Финляндия поднимать ценный груз пока не собирается (копия ответа имеется в распоряжении редакции).

"Фонтанка.fi" решила выяснить, кому будет принадлежать коллекция уникальных шедевров искусства голландских мастеров, приобретенная Екатериной II два века назад.

Европейские сокровища для российской императрицы

Голландский промышленник и меценат Геррит Браамкамп (Gerrit Braamkamp) на пороге смерти предложил Екатерине Второй выкупить уникальную коллекцию живописи из трехсот полотен. Браамкамп попросил свою 17-летнюю племянницу Аннабель обратиться в российскую дипмиссию в Амстердаме, чтобы дипломаты передали его просьбу императрице. Екатерина не могла упустить шанса приобрести произведения нидерландских художников, тем более что полотнами интересовалась и другая известная покровительница искусств - фаворитка французского короля Людовика XV маркиза де Помпадур. Доверенное лицо Екатерины граф Василий Голицын не пожалел средств на прихоть императрицы.

HASH(0x55ffd7b587a8)

В итоге 300 полотен, включая работы Рембрандта, Брейгеля, Доу, Ван Бале, Ван Гойена и других мастеров, были погружены на двухмачтовый флейт "Фрау Мария" (Vrouw Maria). Запаковали ценный груз тщательно: картины сперва уложили в ящички из лосиной кожи, а потом поместили в свинцовые сосуды, залив для герметичности воском. Чтобы поместить все полотна на борт корабля, пришлось разобрать палубу. Сопровождали произведения искусства для августейшей особы российский посол в Голландии Алексей Шувалов и Аннабель, у которых, как поговаривают, во время долгого плавания даже начались романтические отношения.

Путь судна из Голландии растянулся почти на два месяца, и только к октябрю 1771 года "Фрау Мария" добралась до территории Финляндии, которая тогда была шведской провинцией. Однако во время страшного шторма корабль налетел на скалу, и в судне образовалась пробоина. Шведская команда под руководством голландского капитана почти неделю противостояла стихии в надежде сохранить судно. Они пытались спасти и ценный груз, но без разборки палубы сделать это было невозможно. Борьба длилась до тех пор, пока в одну ночь корабль, застрявший на отмели, просто не соскользнул с нее и не исчез в морской пучине. Команда, российский граф и Аннабель спаслись, но саму "Фрау Марию" с тех пор никто не видел.

Корабль с сокровищами был настолько важен для российской императрицы, что его спасением занимался сам министр иностранных дел Российской империи Никита Панин. В октябре 1771 года Панин отправил письмо шведскому правительству и племяннику Екатерины, королю Швеции, с просьбой помочь вернуть груз. Несколько последующих лет русские и шведские дипломаты вели оживленную переписку о судьбе затонувших сокровищ. Шведы безрезультатно пытались найти "Фрау Марию" все лето 1772 года, но судну суждено было провести следующие двести лет на дне Балтийского моря.

Вполне возможно, что судно так бы и кануло в Лету, если бы не новое поколение эхолотов и настойчивость финского дайвера Рауно Койвусаари (Rauno Koivusaari), которому посчастливилось обнаружить "Фрау Марию".

ПоделитьсяПоделиться

Как рассказал "Фонтанке.fi" сам Койвусаари, интерес к голландскому кораблю появился у него после прочтения книги шведского исследователя Кристиана Альстрема (Christian Ahlström) о затонувших в Балтийском море судах. "Конечно, корабль, полный сокровищ, вызывал у меня интерес, тем более что никто до этого не мог его найти", - рассказал Койвусаари. Финский дайвер провел собственное расследование, чтобы выяснить примерное местонахождение "Фрау Марии". "Когда я понял, где может быть это судно, я решил связаться с Кристианом Альстремом и рассказать о моих догадках", - вспоминает дайвер. Расчеты искателя оказались верны, и финским водолазам удалось обнаружить корабль с первого раза, а все погружение заняло порядка 30 минут.

Акватория острова Юрмо, как пишет в своем докладе исследователь Кристиан Альстрем, является уникальной, так как в этом месте крайне низкий уровень солености воды, что не дает развиваться моллюскам, питающимся затонувшей древесиной. Именно поэтому корабль сохранился практически в идеальном состоянии для судна, пролежавшего в воде две сотни лет.

HASH(0x55ffd7b39200)

Первый спуск к затонувшему судну "Фрау Мария".

Далее перед исследовательской группой встала другая задача: доказать, что это та самая "Фрау Мария". В ходе работы с архивами нескольких стран профессор Альстрем обнаружил 31 документ, относящийся исключительно к этому флейту. Так, в одном из них указывался любопытный дефект корабля: у якоря судна не было одной лапы, а именно его водолазы обнаружили при погружении. Позже дайверы достали несколько артефактов с затонувшего судна: металлический слиток и типичную для XVIII века глиняную трубку для курения. С грузом все оказалось сложнее: корабли, перевозящие товары для царских корон, освобождались от всех податей. По пути такие суда нередко осуществляли и другие перевозки, что могло быть отражено в таможенных документах. После запросов в архивы профессор Альстрем получил ответ из Дании: в 1771 году "Фрау Мария" заплатила подать, проходя через пролив Эресунн (Øresund), отделяющий Данию и Швецию. Таможенный документ подтвердил, что судно также перевозило цинковые слитки. Сомнений не оставалось - это была "Фрау Мария"!

Как первооткрыватель Койвусаари мог претендовать на один из самых многообещающих кладов в истории страны, но государство в лице Морского музея страны затеяло судебную тяжбу с дайвером. Финские власти заявили, что по "Акту о реликвиях и античности" от 1963 года и корабль, и его груз принадлежат Суоми. "В то время Морской музей просто взял под свой контроль местонахождение корабля. Не вдаваясь в подробности, скажу, что они неэтично себя повели. Единственное, что оставалось, - идти в суд. Хочу отметить, что те люди, с которыми я тогда судился, больше не работают в ведомстве", - поделился переживаниями Рауно Койвусаари. В итоге корабль оказался собственностью финского государства, а дайвера всего лишь наградили знаком отличия.

Клад наш?

Об обнаружении корабля российской императрицы узнали в России. В течение нескольких лет Москва и Хельсинки вели дипломатические переговоры. Одним из экспертов, привлеченных с российской стороны, был специалист по глубоководным работам Андрей Шпигель, генеральный директор ООО "Балтспецфлот".

ПоделитьсяПоделиться

Президент России дал поручение правительству разобраться с вопросом возвращения исторического наследия на родину. Судьбой "Фрау Марии" занималось ныне расформированное ведомство - Россвязьохранкультура, в ведение которой входила охрана культурного наследия и поиск пропавших артефактов. Андрей Шпигель вспоминает, что тогда же этой темой заинтересовались несколько человек в России, и генератором процесса был президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов, один из первых миллионеров в нашей стране.

После встречи в Финляндии, где Россия выразила свой интерес к затонувшему судну, была организована специальная двусторонняя конференция в Москве. Шпигеля тогда пригласили разработать проект по подъему судна. Российские эксперты предложили два варианта: поднять само судно или только его груз. Оба, по словам Шпигеля, вполне реалистичные.

"Росохранкультура (появилась в результате расформирования Россвязьохранкультуры в 2008 году. - Прим. ред.) заявила: груз принадлежит России, но мы не будем настаивать, чтобы он считался только российским. Более того, российская сторона предложила собрать международный консорциум всех заинтересованных лиц для подъема этого парусника, для вскрытия трюма, чтобы в конечном итоге явить миру уникальнейшие картины", - рассказал Андрей Шпигель.

Финны отказались от российского предложения по международному сотрудничеству, сославшись на большие расходы на операцию. Тогда финское музейное ведомство Museovirasto заявило, что пятилетний проект по исследованию судна с использованием специальных камер обойдется почти в 4 млн евро. Позже эта сумма росла в геометрической прогрессии, пока не достигла 50 млн евро.

По словам Шпигеля, заинтересованные российские бизнесмены готовы были предоставить необходимые средства, а Эрмитаж - экспертов по реставрации полотен. При этом для российской стороны было не принципиально, где после подъема останется судно: в России или в Финляндии, утверждает специалист по глубоководным работам.

Переговоры продолжились на очередной встрече в Финляндии, но она оставила больше вопросов, чем ответов. Как вспоминает Андрей Шпигель: "Когда нас отвезли на место, где находится "Фрау Мария", я увидел, что на дне стоят "мертвые якоря", а от них идут тросы и швартовые буи. Это значит, что на это место постоянно выходит какое-то судно и там идут работы".

Все разговоры даже о поднятии и возвращении судна российской стороной прекратились в 2011 году, когда была расформирована Росохранкультура. Эту информацию "Фонтанке.fi" подтвердили и в Финляндии. По словам старшего советника министерства культуры и образования Сату Паасилехто (Satu Paasilehto), переговоры активно велись в 2007 - 2009 годах, а после 2010-го сошли на нет.

За шесть лет финны не изменили свое мнение относительно возможного подъема корабля, правда, объяснение по-прежнему запутанное: "Решение о поднятии судна не может быть принято до тех пор, пока не будет научно доказано, что эта операция не повлияет на культурное и природное наследие региона. Более того, необходимо подготовить план по консервации судна и дальнейшим действиям, а также найти финансирование. На данный момент сохранение судна, как говорится, in situ (на месте. - Прим. авт.) считается наилучшим решением", - заявили в минкульте страны.

Акватория острова Юрмо объявлена охраняемой природной территорией. Как пояснила Сату Паасилехто, "корабль расположен на территории национального парка и защищен целым рядом законов, он также находится под защитой UNESCO и входит в европейскую сеть охраняемых объектов (Natura 2000)". "В этой акватории дайвинг запрещен, и для всех глубоководных работ необходимо специальное разрешение", - отметила советник. На вопрос, проводятся ли финнами работы по поднятию артефактов с затонувшего корабля, в ведомстве заверили, что большая часть груза по-прежнему находится на дне моря.

ПоделитьсяПоделиться

В финском минкульте считают, что судно принадлежит государству: "С момента открытия корабль де-юре является собственностью Финляндии". "Фрау Мария" находится в финских территориальных водах более 100 лет, то есть, согласно финскому законодательству, является собственностью Финляндии. И этот факт не подлежит обсуждению», - резюмировала чиновница. В российском Министерстве культуры с позицией финских коллег согласны: "На находящиеся на его борту культурные ценности распространяются законы о культурном наследии Финляндии и ее гражданское законодательство. Российская сторона не вправе производить какие-либо работы в территориальных водах Финляндии без согласия финских партнеров, поэтому любые действия России по обследованию и подъёму судна без согласия властей страны были бы неправомерны".

По версии Шпигеля, основные мероприятия по подъему на месте крушения "Фрау Марии" могут начаться после 2017 года, когда Финляндия отметит 100-летний юбилей как независимое государство, и корабль без всяких "но" станет собственностью страны. В пресс-службе Министерства культуры России "Фонтанку.fi" заверили, что никаких переговоров по поднятию судна или его возвращению в данный момент не ведется, однако "с учетом исторической ценности для России затонувших предметов Минкультуры готово оказывать поддержку совместным с финской стороной проектам".

Клад есть, закона нет

Туманности всей истории добавляет тот факт, что международное морское право не регулирует вопросы собственности затонувших исторических кораблей и их содержимого. В Международной морской организации (IMO) заявили, что Конвенция о поднятии затонувших судов не предусматривает работу с историческими судами. Пресс-секретарь IMO Наташа Браун (Natasha Brown) пояснила, что вопрос собственности "Фрау Марии" относится к национальным законам Финляндии, в чьих водах она затонула. В IMO посоветовали обратиться в ЮНЕСКО, но и в организации не прояснили ситуацию с культурным наследием.

Как заявила "Фонтанке.fi" Ульрике Гирен (Ulrike Guérin), специалист программы ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 года, дальнейшую судьбу затонувшего корабля будут решать законы той страны, где он затонул. "Стоит понимать, что международное право сильнее, чем национальное законодательство, но дело в том, что не существует никакого международного законодательства, которое регулировало бы право собственности на затонувшие суда", - отметила Гирен.

Как подчеркнула Гирен, Конвенция ЮНЕСКО от 2001 года ставит своей целью защиту затонувших исторических судов и их содержимого. "Другими словами, "найденное под водой судно не должно эксплуатироваться в коммерческих целях, а найденные на его борту артефакты не могут использоваться для получения личной выгоды", - пояснили в ЮНЕСКО.

Конвенция, как объяснили в ЮНЕСКО, призывает заинтересованные стороны проводить научные исследования, не запрещать доступ к кораблю, обеспечивать выгодное для всех использование судна, что включает музейные экспозиции, учебно-методические работы или даже виртуальные туры. Финляндия и Голландия сейчас готовятся ратифицировать международный документ. По мнению Ульрике Гирен, после этого Россия сможет более тесно сотрудничать с этими странами по всем вопросам, касающимся "Фрау Марии".

Послесловие

Вопрос поднятия "Фрау Марии" и исследования его груза за последние шесть лет не продвинулся, так как переговоры между Финляндией и Россией не ведутся. Суоми считает парусник своим, но поднимать его с балтийского дна не спешит. В России, похоже, утратили всякий интерес к ценностям. Международные организации, которые могли бы стать третейским судом, признаются, что их конвенции никак не могут установить собственника затонувшего флейта. Остается надеяться, что "Фрау Марии" не суждено вечно покоиться на дне Балтийского моря и мечта императрицы Екатерины Второй когда-нибудь исполнится - ценнейшие картины можно будет увидеть в Эрмитаже, в России.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close