В этом году россияне стали чаще пользоваться мобильной связью и меньше за нее платить. Переход на пакетные тарифы привел к почти полуторакратному росту интернет-трафика, но сокращению доходов самих операторов. Специалисты рынка убеждены, что, если бы не введение «законов Яровой - Озерова», цены продолжили бы снижение.
Основой тарифной политики операторов стало повсеместное внедрение пакетных планов, позволяющих уменьшить стоимость каждой минуты связи, отправленного SMS и гигабайта. Одновременно на треть подешевели услуги роуминга, на 14 процентов снизились цены для корпоративных клиентов.
Средний класс начинает и выигрывает
В целом относительно апреля 2015 года, когда «Фонтанка» проводила предыдущие исследования тарифов, стоимость услуг мобильной связи в Северной столице для частных абонентов практически не изменилась. Однако «пакетирование» негативно отразилось на малоговорящих пользователях – низкий профиль (в среднем 72 минуты в месяц и гигабайт Интернета) подорожал в полтора раза. Таким абонентам невыгодны даже самые дешевые пакеты дискаунтера «Теле2» (295 рублей в месяц) – значительно экономичнее оказалось предложение МТС без абонентской платы с обычной поминутной тарификацией.
А вот средний профиль (пользователи, проговаривающие ежемесячно около 200 минут и скачивающие до 3 Гбайт интернет-трафика) подешевел почти на 22 процента. Таким клиентам выгоднее всего подключаться к ПАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»). Самые низкие тарифы для «болтливых» абонентов (свыше 500 минут) предлагает МТС. Цены в этом сегменте уменьшились в целом на 7 процентов.
По данным самих операторов, около 60 процентов новых клиентов сейчас выбирают пакетные тарифные планы. «Они позволяют абоненту получить оптимальный для него набор услуг по выгодной фиксированной цене, – говорит Сергей Коньков, коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» компании «Теле2». – Более 20 процентов наших клиентов выбрали «тяжелые» тарифы с большим объемом включенных услуг. Уверен, доля пакетных тарифов будет расти и дальше». В МТС полагают, что пакетные предложения позволяют предупредить отток пользователей, а в долгосрочной перспективе должны обеспечить рост выручки: «У абонентов нет ценового шока от изменений условий сотрудничества», – пояснили в пресс-службе оператора.
Сами операторы не раскрывают статистики по фактическому использованию клиентами включенных в пакеты услуг. Тогда как, по оценке директора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, большинство пользователей «выговаривают» голосовой трафик (минуты), а до 7 – 8 процентов оплачивают сверхлимитные разговоры. В то же время включенные в тарифные планы для смартфонов объемы интернет-трафика, как правило, завышены и используются в среднем только на 75 процентов.
Розничные тарифы-2016
В дальнейшем сотовики обещают снижать цены, в первую очередь путем формирования гибких и выгодных пользователям пакетов. Хотя нарушить эти планы может вступление в силу уже подписанного президентом России закона, обязывающего операторов связи вести запись и хранить все разговоры и иной трафик (так называемого «пакета Яровой – Озерова»). Увеличение расходов для реализации таких требований, по мнению связистов, приведет к кратному повышению тарифов.
Неограниченный «метраж»
Самые низкие специальные тарифы для планшетов и USB-модемов традиционно предлагает «Теле2», который после многолетнего отставания от конкурентов ведет масштабное строительство сетей 3G и 4G.
Своего рода ответной мерой со стороны «большой тройки» стало возрождение полностью безлимитных планов мобильного Интернета – неограниченный объем трафика без снижения скорости можно сегодня купить за 387 рублей в месяц. Такие предложения впервые позволяют сотовикам по ценам конкурировать с фиксированной связью (у «Ростелекома» базовая стоимость самого дешевого доступа в Интернет составляет 490 рублей в месяц). Хотя даже развитие сетей 4G пока не может обеспечить соразмерную и гарантированную скорость передачи данных.
Широка страна моя родная
Другой тенденцией последнего года стал отказ ряда участников рынка от специальной тарификации междугородных звонков, причем не только на номера собственной сети. Такие изменения продиктованы, в том числе, пусть даже относительно вялым развитием системы MNP (переход к другому оператору с сохранением номера, из-за чего принадлежность трехзначного префикса – так называемого кода DEF – вызываемого абонента не всегда очевидна). В частности, уже сейчас клиенты «Билайна» и «Теле2» могут тратить включенные даже в самые дешевые пакеты минуты для звонков на любые номера России, не думая, в каком регионе и в какой сети они зарегистрированы.
Равно как все операторы в той или иной мере отказались от взимания платы за внутрисетевой роуминг. Так, тратить включенные в пакет минуты, а также не платить за входящие вызовы в любом уголке страны могут абоненты соответствующих тарифных планов «Билайна», «Мегафона» и МТС (исключение составляет только территория Крыма). Не ограничивает место использования интернет-трафика и «Теле2», хотя входящие звонки для его частных клиентов за пределами домашнего региона пока остаются платными.
Несмотря на повышение валютного курса (с апреля 2015 года рубль обесценился примерно на 12 процентов), операторы зафиксировали, а некоторые даже снизили цены на международный роуминг. Хотя расходы многих отправляющихся в Европу и другие страны российских туристов все же возрастут. Так, МТС более чем в полтора раза повысил стоимость услуги «Ноль за границей», позволяющей принимать бесплатные звонки. «Билайн» вообще отказался от такой опции, равно как и от поминутной тарификации услуг: клиентам этого оператора теперь предлагается оплачивать только пакеты, включающие 10 минут разговоров в день. В результате даже одна секунда связи (например – случайно «не отбитый» вызов) обойдется в 200 рублей.
Бизнес – это движение
Общая нестабильность экономической ситуации в России вынудила сотовиков существенно снизить тарифы для корпоративных абонентов. В настоящее время средняя стоимость минуты для корпоративных клиентов почти в два раза ниже, чем в розничном сегменте.
Рядовых сотрудников (профиль с объемом до 550 минут связи) дешевле всего подключать на тарифы «Теле2» и «Билайн», самые низкие цены для среднего (720 минут) и высокого (1200 минут) профиля предлагает «Мегафон». Кроме того, абоненты такой линейки тарифных планов могут бесплатно использовать прямой городской номер.
Корпоративные тарифы-2016
Более того, в большинстве случаев для подключения не требуется внесения существенного аванса. Такая политика операторов стимулирует создание «колхозов» – объединения частных пользователей под «крышей» юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Нередко такие абоненты оформляют на себя сотни номеров, перепродавая полученные SIM-карты с лотков или через интернет-магазины. Формально корпоративные абоненты должны предоставлять оператору полные списки конечных пользователей, но игнорирование таких прописанных в законе и договоре обязанностей чаще всего не влечет никаких последствий. Пресечь «серые» каналы продажи SIM-карт пытается Роскомнадзор, но за все первое полугодие по итогам совместных с полицией рейдов по всей России было возбуждено всего 364 административных дела.
Справка
По данным Росстата, доходы петербургских операторов от оказания услуг сотовой (подвижной) связи в 2015 году составили 40,2 млрд рублей, в I квартале 2016 года – 8,8 млрд.
По оценкам Минэкономразвития, объем услуг подвижной связи к 2018 году возрастет на 5,8 процента, а количество абонентов – до 267,5 млн.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"