Российская Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) построила на своей финской судоверфи Arctech Helsinki Shipyard Oy первый в мире работающий на сжиженном газе ледокол, но при этом почти на пять месяцев задержала сроки сдачи проекта заказчику - Транспортному агентству Финляндии (Liikennevirasto). В пресс-службе ОСК "Фонтанке.fi" пояснили, что в октябре 2015 года финские и европейские банки, в частности, Nordea, отказались проводить платежи судоверфи подрядчикам и поставщикам без объяснения причин, а также закрыли кредитные линии российской компании. После этого целый ряд поставщиков оборудования разорвал отношения с Arctech "либо по своим собственным решениям, либо из-за обязательств следовать санкциям", пояснили в ОСК. Все это привело к тому, что ледокол Polaris не был сдан к установленному контрактом сроку.
Отметим, что два года назад после попадания ОСК в "чёрный список" США генеральный директор Arctech Helsinki Shipyard Эско Мустамяки заявил, что санкции не повлияют на заказы, но допустил возможность возникновения проблем в сфере финансирования проектов.
NB 510 Polaris - это первый ледокол, который работает на сжиженном природном газе. Испытания работы на газе уже были проведены ОСК. Судовая движительная установка специально разработана для этого ледокола, а три движителя помогают судну легче осуществлять повороты и быть более мобильным. Polaris должен стать и одним из самых экологичных ледоколов, так как на судне реализована система препятствующая разливам нефти. Вместимость ледокола - почти 1400 кубов нефти. Строительство Polaris началось в феврале 2014 года и обойдется заказчику в более чем 120 млн евро.
Задержка, согласно договору между ОСК и финской стороной, чревата серьезными штрафными санкциями против российского производителя и принадлежащей ему финской верфи. Но выход из ситуации без уплаты штрафов возможен, если финское транспортное агентство согласится с доводами ОСК и Arctech относительно причин возникновения задержек, пояснили в пресс-службе компании. Другими словами, российская сторона настаивает, что проект не был завершен в срок не по вине верфи Arctech. Переговоры по этому вопросу сейчас ведутся, как заверили "Фонтанку.fi" в ОСК. Финское транспортное агентство отказалось комментировать происходящее до того момента, пока не будет принято окончательное решение.
Завершению строительства ледокола могли бы помочь субсидии от Центра экономического развития Финляндии, но обращение в него, по словам представителей ОСК, не дало должного результата.
В Объединённой судостроительной корпорации заявили, что ледокол будет сдан в ближайшее время. Уже в июле судоверфь Arctech намерена представить Polaris заказчику. Транспортное агентство Финляндии должно передать уникальное судно государственной ледокольной компании Arctia, пополнив её флот. В Arctia подтвердили, что ожидают ледокол, но не стали давать других комментариев, поскольку пока Polaris ещё не стал собственностью компании. Российский производитель полагает, что эксплуатация ледокола может начаться уже зимой 2016-2017 гг., а нынешняя задержка никак не повлияет на работу ледокольного флота республики.
Объединённая судостроительная корпорация - это российский государственный судостроительный холдинг, созданный в 2007 году. В 2015 году ОСК полностью выкупила финскую судоверфь Arctech Helsinki Shipyard, специализирующуюся на строительстве ледоколов. В июне 2016 года на верфи спустили на воду ледокол "Совкомфлота" - дочерней компании ОСК. Объединённая судостроительная корпорация попала в санкционный список США, но она не фигурирует в "чёрном" списке ЕС.