Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Общество Присяжная рулетка

Присяжная рулетка

1 954
Архив/Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

В Петербурге 22 июля на свободу может выйти подсудимый, который признался в убийстве женщины. Его оправдал народный суд. В прокуратуре заговорили о цензе для присяжных.

Уроженец Южной Осетии Мендик Кокоев потратил полтора года, чтобы доказать свою виновность. Он признал, что в декабре 2014 года совершил заказное убийство в Басковом переулке Петербурга, помог следствию найти пистолет в Неве и попросил поскорее отправить его в тюрьму, ссылаясь на муки совести. Обычные петербуржцы, из которых была составлена коллегия присяжных, не поверили ему.

20 июля 2016 года наверняка впишется в летопись становления российского института присяжных. На Дальнем Востоке признавались невиновными в четырех убийствах «приморские партизаны» fontanka.ru/2016/07/20/134/, а на другом конце страны, в Петербурге, зачитывался оправдательный вердикт тому, кто предельно ясно подтвердил свое авторство выстрелов в женщину.

26-летний Мендик Кокоев был задержан весной 2015 года во Владикавказе и доставлен в Петербург в роли исполнителя заказного убийства. Большей податливости и совестливости вряд ли когда-либо приходилось наблюдать уголовному розыску, следствию, прокуратуре. Кокоев предельно ясно сообщил обстоятельства убийства. Благодаря ему нашли утопленный в Неве пистолет.

Компанию Мендику на скамье подсудимых составил его товарищ Алан Габараев. Это его тетя была застрелена в Басковом переулке. Габараев вину в организации убийства, мотивом которого Следственный комитет считал желание племянника вступить в наследство, не признал. И попросил, чтобы его (а заодно и Кокоева) судили присяжные.

В 12 заседателей попали шесть мужчин и шесть женщин. Средний возраст – 35 – 40 лет. Они услышали, что Кокоев хочет в тюрьму, а Габараев причастность отрицает. Процесс прошел нужные стадии, и 21 июля присяжные вышли из совещательной комнаты. Говорят, у судьи Вадима Шидловского, когда ему передали вердикт для ознакомления, изменился цвет лица.

Вопросный лист состоял из 9 пунктов. Сразу скажем, что Габараев как заказчик убийства был оправдан со счетом 7:5. Вряд ли это голосование изменило цвет лица судьи. Поэтому часть листа опустим.

Вопрос № 5. Доказано ли, что Кокоев согласился выполнить предложение Габараева лишить потерпевшую жизни за вознаграждение, получил деньги, сел в поезд, приехал в Петербург, пришел в квартиру, произвел три выстрела, совершив убийство, вернулся во Владикавказ и получил остатки гонорара?

7 человек посчитали – не доказано.

Вопрос № 8 – о хранении оружия: Доказано ли, что Кокоев приобрел пистолет Макарова, приехал в Петербург, пришел в квартиру в Басковом переулке, произвел три выстрела, после чего приехал к дому 12 по Воскресенской набережной и выбросил пистолет в Неву?

Единодушное «Доказано».

Такая вот логика: стрелял, но не убил.

Кокоева оставили под стражей за хранение пистолета, Габараева отпустили из зала суда.

Адвокат Юрий Виноградов, представляющий интересы Кокоева, звонок «Фонтанки» встретил неожиданным: «Радоваться вроде должен, но как-то не получается. По-честному – так и не понял присяжных. Я работал в этом деле полтора года. Кокоев держался своей позиции, искренне сожалел и просил поскорее вынести обвинительный приговор».

Прокуратура Петербурга внесет апелляционное представление в Верховный суд. Собеседник «Фонтанки» в надзорном ведомстве сообщил, что сегодня тема присяжных в аппарате – номер 1: «Мы обескуражены. Пора вводить социальный, профессиональный и имущественный ценз, как в дореволюционной России. Нынешний суд присяжных – не правосудие. Это рулетка. Чтобы показать весь абсурд ситуации, Кокоеву можно обжаловать свое оправдание в Верховном суде. Право имеет».

«Фонтанка» поинтересовалась мнением федерального судьи. Он попросил не называть имени.

«Присяжные – это суд с улицы, – сказал он. – Непрофессионализм коллегии надо учитывать всегда. Возможно, со временем правовая грамотность вырастет. Ну а пока первая заповедь для наших присяжных: «Не суди, да не судим будешь». В силу личных причин (деньги, освобождение от работы, интерес, чувство ответственности) они соглашаются участвовать, а на самом процессе включают стоп-кран, и внутренние убеждения рассыпаются при малейших сомнениях. Еще хуже, когда они начинают скучать. От этого некоторые решения кажутся бредом. Думаю, для большинства профессиональных судей институт присяжных на данном этапе – нагрузка, отягощение, а не подспорье».

Больше всего судебная система России натерпелась от петербургского бизнесмена Станислава Тюрина. Присяжные признавали его невиновным четыре раза.

В 2014 году по делу Барсукова-Кумарина присяжными среди прочих был оправдан Александр Меркулов, которому вменялось пособничестве в убийстве. Хотя Меркулов вину признавал и давал показания. Дело рассмотрели еще раз, и новая коллегия Меркулову поверила. Он услышал обвинительный вердикт.

Адвокат Сергей Афанасьев, представляющий интересы Барсукова, о присяжных отозвался положительно: «В основном в коллегии отбираются серьезные люди, зачастую с высшим образованием, меру ответственности понимают. Впрочем, мне до сих пор непонятно, что такое присяжные. Они не проявляют эмоций. Невозможно понять, что у них в голове. Был, помнится, процесс над женщиной, которая обвинялась в убийстве мужа-истязателя. Событие было? Да, отвечают присяжные. Она совершила? Да. Виновна? Нет. Вот и сыщи логику».

Афанасьев выступает за расширение института присяжных, которым с лета 2018 года доверят процессы в районных судах: «Сейчас присяжные рассматривают меньше 400 дел в год при миллионе осужденных, а планируется – 15 тысяч. Для меня это положительный момент».

Статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин согласен: «Присяжные не всю жизнь приговаривают. Возможно, делают это первый и последний раз, и цена ответственности для них запредельна. Для них на скамье подсудимых человек, а не привычная фигура на привычном месте. Усиление суда присяжных значительно повысит работу правоохранителей и качество следствия. 12 человек убедить тяжелее, чем одного».

В полдень 22 июля Мендик Кокоев может быть освобожден из зала суда. Защита по эпизоду с оружием просила Шидловского ограничиться сроком, который подсудимый провел под арестом.

Александр Ермаков,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях