Девять человек стали жертвами стрельбы, которую устроил в центре Мюнхена немецкий школьник иранского происхождения.
Немецкая полиция объясняет стрельбу в Мюнхене словом амок – состоянием буйства, внезапного помешательства, бешеной гонки, которое нашло на 18-летнего юношу. Есть данные, что его безумие подстегнул конфликт с коренными немцами, он созвал друзей через соцсеть и пошёл к ним, положив в рюкзак пистолет с патронами.
В пятницу, 22 июля, в 17.40 по среднеевропейскому времени в полицию Мюнхена поступил сигнал тревоги: в центре города звучат выстрелы. Неизвестные преступники – а говорили поначалу именно во множественном числе – открыли стрельбу по людям в трёх местах: у входа в McDonalds, в самом ресторане и в соседнем торговом центре Olympia. Как позже станет известно, погибли 9 человек, восемь из них – подростки и молодые люди до 20 лет, и 45-летняя женщина. Ещё 27 человек были ранены, в том числе десять – в тяжёлом состоянии.
Мюнхен – столица Баварии, третий по величине город Германии, население – полтора миллиона человек. Считается первым по уровню благосостояния жителей. Olympia Shopping Mall – это 56 тысяч метров торговых площадей, «символ западного общества потребления в концентрированном виде», называет его газета Tagesspiegel. Трое, как считала в тот момент полиция, стрелков в таком месте – это, конечно, теракт. Тем более что 22 июля – пятая годовщина «массового убийства 77 человек на остове Утойя в Осло, в Норвегии, ультраправым Андерсом Брейвиком», написала Tagesspiegel. О Брейвике вспомнили в этот вечер многие.
Полицейские моментально оцепили центр города и четыре вокзала. Фантастически быстро в Мюнхен подтянулись 2300 спецназовцев – не только из Баварии, но и из соседних Баден-Вюртемберга и Гессена, сотрудники антитеррористического подразделения федеральной полиции GSG9 и австрийской Cobra, сообщает Frankfurter Allgemeine. По всем каналам информации, в том числе – через соцсети, полиция призывала граждан: «Внимание! Оставайтесь в своих домах! Покиньте улицы! В настоящее время мы не знаем, где ловить преступников. Будьте внимательны, избегайте публичных мест». Общественный транспорт остановился. «Повсюду слышались сирены, даже в районах, удалённых от центра города, сновали полицейские машины с мигалками», – описывает происходившее Tagesspiegel. «Страх распространялся по городу, как невидимый шлейф», люди «яростно набирали номера на своих телефонах, пытаясь дозвониться до друзей». Полиция искала троих «брейвиков», убивавших людей в трёх местах. Этот микрорайон опустел мгновенно, потом обезлюдел весь город. Позже Ангела Меркель высоко оценит действия полицейских.
В половине девятого вечера был найден труп предполагаемого преступника. По предварительным данным, он застрелился. По людям стрелял иммигрант во втором поколении, немецкий гражданин, выходец из семьи иранцев, родившийся в Германии, Дэвид С. Его фамилию полностью пресса не публикует, по немецким законам юноша ещё не был совершеннолетним, ему исполнилось 18 лет. Он использовал 9-миллиметровый пистолет Glock, приобретённый, по словам главы криминальной полиции Баварии, незаконно. Действовал он в одиночку.
Утром в субботу полиция обыскала квартиру в микрорайоне Максфорштадт, где Дэвид С. жил с родителями и братом. Никаких признаков связи с «Исламским государством» (террористическая организация, запрещённая в РФ) и вообще с террористами, никаких следов радикализма, «никаких доказательств политической подоплёки преступления», пишет Frankfurter Allgemeine, не нашлось. Не обнаружилось и данных о связи с другими мигрантами.
Во второй половине дня в субботу полиция Мюнхена созвала пресс-конференцию и рассказала всё, что удалось выяснить о стрелке к этому времени. Как сообщает Züddeutsche Zeitung, Дэвид С. родился и вырос в Мюнхене. Его родители жили в Германии с 1990-х годов, отец работал водителем такси, мать – в магазине Karstadt. В семье было двое детей. У Дэвида было два паспорта – иранский и немецкий. Соседи характеризовали семью как добропорядочную, мальчиков – как тихих и доброжелательных.
Дэвид учился в школе (в Германии 12 классов). Литература, найденная у него в комнате, дала основания для выводов о проблемах с психикой. Полиция выяснила, что у него, иранца, сложились непростые отношения с несколькими одноклассниками-немцами, на этой почве у юноши развилась депрессия. Известно также, что он увлекался компьютерными играми, проще говоря, - «стрелялками».
По данным полиции, пишет Züddeutsche Zeitung, к акции в торговом центре Дэвид С. готовился. За несколько дней до событий пятницы он зарегистрировал в «Фейсбуке» аккаунт как Селина Аким (Selina Akim). От имени девушки он начал созывать друзей в пятницу к 16 часам в Макдональдс и к торговому центру Olympia. «Я куплю вам то, что вы захотите, но не слишком дорого», – завлекала «Селина Аким». Потом, когда полиция найдёт его тело и рядом рюкзак, там обнаружат запас патронов к пистолету Glock.
Неизвестно, сразу ли он запланировал убивать. По одной из версий, катализатором насилия стала стычка, которая произошла у Дэвида с кем-то перед стрельбой. В субботу днём на сайтах немецких изданий появилось любительское видео, снятое, судя по комментариям, на крыше парковки возле торгового центра. Возможно, там Дэвид встретился с кем-то из тех, кого звал через «Фейсбук». Немецким журналистам удалось частично разобрать текст, который, возможно, привёл молодого иранца бешенство. Впрочем, из диалога понятно и то, что на крышу парковки юноша пришёл уже с пистолетом. Может, что-то произошло до стычки и в видео не попало. Разговор, предупреждаем, содержит нецензурную брань (перевод – «Фонтанка»).
Голос 1 (предположительно – местный житель): Ты (оскорбление)! Ты (оскорбление)! Ты (оскорбление)!
Голос 2 (предположительно – Дэвид): … А теперь я должен купить оружие, чтобы вас всех…
Голос 1: Оружие? Знаешь, что? Тебе надо башку проломить, (оскорбление)…
Дерьмовый турок!
Дерьмовый (оскорбление по национальному признаку)!
Эй, у него пистолет!
Он зарядил свой пистолет!
Зовите ментов! Он бегает вокруг, этот (оскорбление)!
Голос 2: Я – немец!
Голос 1: (Оскорбление), вот ты кто…
Голос 2: Прекрати меня снимать!
Голос 1: Какой ты немец?
Голос 2: Я здесь родился!
Голос 1: Ну и? Какого чёрта ты тут делаешь?
Голос 2: Я получаю пособие…
Голос 1: Пошёл ты в задницу, башку тебе проломить…
Голос 2: Я проходил лечение…
Голос 1: Ага, лечение! Ты клиент психиатра (оскорбление)!
Голос 2: Я ничего не сделал, закрой пасть…
Возможно, это окончательно привело Дэвида С. в состояние, которое следствие определяет словами «классическое помешательство» или – амок. Точнее, пишут Amokläuf – бешеный гон. Стрелок действительно мчался от входа в ресторан к торговому центру и стрелял с бешеной скоростью, из-за чего сначала и казалось, что преступников трое.
Амок – термин, который используется в западной психиатрии. Большая психологическая энциклопедия объясняет его так: «психопатологический синдром, характерный внезапным возникновением панического состояния с изменением сознания по типу сумеречного и неконтролируемым стремлением двигаться в одном направлении, круша и ломая все, что стоит на пути, и убивая тех, кто этому мешает. Продолжается, пока больного не остановят или пока он не упадет от бессилия…». Термин имеет малайское происхождение, слово означает «неистово нападать». Часто амок сопровождается стремлением к саморазрушению, и человек, в конце концов, убивает себя.
Амок
С просьбой объяснить, что это за болезнь такая – амок, что могло произойти с тихим и доброжелательным юношей, который, несмотря на иранское происхождение, говорил о себе «Я – немец», «Фонтанка» обратилась к психиатру и психотерапевту, доктору медицинских наук Льву Щеглову. По его словам, в русской медицине слово «амок» как обозначение патологии не используется. Можно говорить только о «некоем художественном эвфемизме, означающем одержимость».
В российских СМИ новая трагедия в Европе породила новую волну рассуждений о кризисе, с которым столкнулся несчастный Запад. Доктор Щеглов предлагает обратить внимание на атмосферу вокруг нас. А заодно – на статистику насильственных преступлений и динамику госпитализаций в психиатрические стационары.
– Принятие агрессии, искажённые ненавистью лица на телеэкране, поиск врагов – внешних, внутренних, поиск национал-предателей, что-то замышляющих против нас, – перечисляет доктор тревожные симптомы. – Такая атмосфера всегда чревата безумием и преступлениями.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»