Производителям продуктов не удается получить выгоды, обещанные им новым законом о торговле, действующим уже 10 дней. Не желая сокращать доход, сети требуют от них компенсаций за утраченные бонусы и ужесточают штрафы.
Участники продуктового рынка не спешат приводить договоры поставок в соответствие с «поправками Яровой» в закон о торговле. Пока ретейлеры и поставщики не могут договориться, из чьего кармана компенсировать урезанные новым законом о торговле «ретробонусы», законодатели готовят новые ужесточения. Но усиление контроля только разгонит цены, считают торговцы.
Поправки в закон о торговле, разработанные скандально известным депутатом Ириной Яровой и принятые Госдумой месяц назад, вступили в силу 15 июля, спустя десять дней после подписания президентом. Суть изменений — в ограничении размеров платежей, которые поставщик перечисляет ретейлеру за объем проданных товаров и различные маркетинговые и логистические услуги. Эти платежи ограничиваются 5% от стоимости товара. По мнению авторов закона, сэкономленные суммы могут быть направлены на другие цели, к примеру на развитие производства.
Однако участники рынка не торопятся начинать игру по новым правилам. Спустя десять дней после вступления измений в силу процесс заключения новых договоров и перезаключения действующих по сути не начался.
«Новых типовых договоров поставки пока нам не присылали», – подтверждает заместитель генерального директора «Пискаревского молокозавода» Георгий Житмарев. По словам директора по продажам «Мит-стар» Валерия Сергеева, пока новые типовые договоры прислали лишь небольшие ретейлеры, тогда как крупные федеральные игроки тянут время.
По словам ретейлеров, причин для спешки нет. «У нас в основном годовые договоры, активный процесс перезаключения начнется в сентябре», – говорит глава сети «Реалъ» Игорь Янковский. Что касается новых соглашений, то пока идут переговоры, делится топ-менеджер.
В пресс-службе сети «Лента» сообщили, что компания находится «в процессе адаптации договоров с поставщиками к новым положениям закона».
В новых нормах есть ряд спорных моментов, объясняют проволочку в Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ), представляющей интересы крупных сетей. По данным «Известий», 11 июля организация обратилась в ФАС с просьбой растолковать, от какой суммы должен рассчитываться бонус — от всех платежей за время действия контракта или же допустимо это делать в рамках определенного платежного периода (квартал, полугодие и т. д.). Кроме того, поскольку из базы начисления бонусов по алкоголю исключен акциз, сетям не совсем ясно, как получать от поставщика эту информацию.
Впрочем, участники рынка признаются, что главной и настоящей причиной является нежелание сетей просто так расставаться с утраченными бонусами. «Конечно, есть намерение снизить цену поставки пропорционально бонусам. Пока не могу сказать, насколько это удается, — идет переговорный процесс», – говорит Игорь Янковский.
«На данный момент даже не все сети инициировали первые переговоры по переходу на новые условия сотрудничества. Из общения с ними понятно, что они не готовы пожертвовать своей доходностью и сейчас только ищут пути сохранения своего дохода», – подчеркивает генеральный директор ГК «Нева Милк» Владимир Зюков.
«При переговорах сетевики намекают нам, что бонусы нужно как-то компенсировать», - отмечает Георгий Житмарев. Однако производитель не слишком настроен расставаться со своими выгодами. «Суть поправок в том, что деньги, которые раньше шли на строительство новых магазинов, теперь должны пойти на развитие сельского хозяйства. К примеру, если будем платить бонус 5%, а не 10%, как сейчас, то с Нового года сможем поднять закупочные цены на молоко на 1%», – комментирует топ-менеджер.
Однако у сетей есть на это контраргумент. К примеру, крупнейший по числу магазинов и выручке продуктовый ретейлер «Магнит» на днях ввел в действие новый типовой договор поставки, в три раза повысив штрафы за недопоставку. Другие сети могут последовать его примеру, считает Игорь Янковский.
В «Мит-стар» ожидают, что сети будут добиваться снижения цены поставки на 10 – 15% – пропорционально сокращению бонуса. Однако более вероятно, что они постараются замаскировать их под какие-то дополнительные услуги аутсорсинговых компаний, отмечает Валерий Сергеев.
Впрочем, работать без бонусов не заинтересованы и крупные поставщики, считает Роман Арифулин, генеральный директор LiteBox, специализирующейся на автоматизации розничной торговли. «Сейчас компания всем продает по одной цене, но для больших сетей, по сути, товар стоит дешевле, поскольку они получают больший бонус. При отказе от них и переходе на «чистую цену» начнутся сравнения накладных и выяснения отношений», – говорит он. В итоге дистрибьюторы предпочтут и дальше платить компенсации большим сетям, но будут отыгрываться за счет маленьких, которым не так просто перевести бухгалтерию на новые рельсы, уверен он. Тем же придется либо снижать доходность, которая и так невысока, либо повышать цены.
Впрочем, и крупные игроки не исключают такого сценария. Так, в ходе конференции для инвесторов финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан допустил возникновение «небольшой турбулентности цен на полке» в начале следующего года из-за того, что сети с разной скоростью будут адаптироваться к новым правилам.
Сложности с исполнением поправок признают и сами их авторы. В конце прошлой недели Ирина Яровая сообщила о том, что единороссы намерены создать мониторинговую группу, которая будет взаимодействовать с поставщиками и получать от них информацию о неправомерных действиях торговых сетей. Также в будущем депутаты могут разработать проект дальнейших ужесточений закона о торговле, вплоть до отзыва лицензии у злостных нарушителей.
Однако усиление контроля может только разогнать рост цен. «Можно фиксировать любую минимальную сумму платежей – основной вопрос в механизмах контроля. Помимо этого, важно понимать, что сеть всегда может получить требуемую сумму вливаний не только за счет «классических» бонусов, но и за счет уровня наценки и дополнительных услуг», – считает Владимир Зюков.
Впрочем, по его словам, такая ситуация некритична: по закону на перевод на новые рельсы действующих соглашений есть время до конца года, вводить в линейку новые продукты компания может в рамках существующих контрактов.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»