Президент Владимир Путин отправил в отставку губернатора Калининградской области Николая Цуканова, формально повысив его до должности полпреда президента в СЗФО. Цуканов заменит в нашем регионе не слишком заметного Владимира Булавина, выдвинутого на смену Бельянинову в ФТС. Кто такой новый полпред президента, рассказывает «Фонтанка».
Увольнение Николаю Цуканову предрекали чуть ли не с самого начала губернаторской карьеры, но после каждого провала и коррупционного скандала Цуканов демонстрировал невероятную политическую живучесть.
Губернатором Калининградской области Цуканов по сути стал случайно. При прежнем главе региона Георгии Боосе он возглавлял Гусевский район, отдаленный и депрессивный муниципалитет, но в короткое время сумел сделать его одним из лучших. Насколько лучшим? Выделяют областные власти деньги на благоустройство муниципалитетов – Цуканов первый из глав ремонтирует фасады жилых домов. Приезжает проверять делегация во главе с Боосом – хвалят главу и дают еще больше денег на развитие муниципалитета.
Когда жители Калининградской области в 2010 году вышли на самый массовый митинг в новейшей истории России (в центре города собралось одновременно 10 тысяч человек), потребовав отставки Георгия Бооса, Кремль не согласовал кандидатуру Бооса на новый губернаторский срок. В Калининграде ходит байка, что Боос тогда сильно обиделся на калининградцев и включил в список из трех претендентов на кресло губернатора Цуканова. Николай Николаевич к такому повороту в своей судьбе оказался не готов. Губернатор не был особо вхож в политическую элиту, у него не было собственной команды.
Язык – враг
Николай Цуканов – человек-жанр. Его жанр зачастую противоречит официально-деловому стилю политика уровня губернатора. Цуканов регулярно попадал в курьезные ситуации, словно магнитом притягивая их к себе.
Главным режиссером, как правило, выступал сам губернатор: его язык воспроизводит самые невероятные оговорки и откровения (как, например, «Русская православная целка» вместо «церкви» в эфире федеральной радиостанции «Эхо Москвы»).
Кличка – «сельский»
«Меня в СМИ называют «сельским». Но я этим горжусь! Вот сегодня в Липово был... Между тем только за прошлый год я встречался с премьер-министром Дмитрием Медведевым восемь раз, а с президентом Владимиром Путиным – три раза!» – отвечал Цуканов «региональным элитам», прозвавшим его сельским за гусевское происхождение.
Заняв губернаторское кресло, Цуканов затеял традиционный конфликт «губернатор – мэр областного центра». Когда глава Калининграда Александр Ярошук переизбирался на новый срок, Цуканов решил поставить ему в противовес свого человека. В этом противостоянии «городским» удалось дать «сельским» отпор по всем фронтам – они выиграли информационную войну и партийное противостояние внутри «Единой России» (право выдвигаться от партии получил Ярошук, а не кандидат губернатора). От самого противостояния Цуканов не только не получил никаких дивидендов, но и, напротив, ушел в минус – информационная война принесла немало разоблачений губернатора и его команды, которые привели к имиджевым и репутационным потерям.
Сам на себя в прокуратуру
Публично Николай Цуканов демонстрировал тягу бороться с любыми проявлениями зла – даже писать заявления в правоохранительные органы на самого себя. Не мог же губернатор пройти мимо того, что власти его родного Гусева вместе с возглавляемым им правительством строят на некоем хуторе Ивашкино новую дорогу за 75 млн руб. Фактически там никто не живет, кроме некоего «высокопоставленного» гражданина, построившего в сосновом бору на берегу реки Анграпы элитный дом в стиле хай-тек (тогда еще доподлинно не знали, что дом принадлежит семье губернатора, хотя догадывались). После выхода публикации в газете «Калининградская правда» Цуканов продемонстрировал публичную жесткость и бескомпромиссность, написав от себя заявление в прокуратуру – губернатор попросил проверить изложенные в публикации факты и найти хозяина особняка. Прокуратура и проверила. Николай Цуканов, видимо, надеялся, что результаты прокурорской проверки навсегда останутся в ящике его рабочего стола, но каким-то образом бумаги просочились на страницы все той же «Калининградской правды». Получился скандал, ставший для Цуканова первым имиджевым уроном и сигналом, что к его персоне стоит приглядеться повнимательнее.
Вынужденный фермер
Еще одна фирменная черта Цуканова – тяга к домостроению. Калининградские журналисты нашли по меньшей мере три особняка, принадлежащих губернатору и его семье. Строительство одного из них, на берегу моря в курортном городе Янтарный, обернулось не только скандалом, но и, возможно, стало судьбоносным для экс-губернатора.
Цуканов якобы завладел земельным участком на берегу моря, который выделялся для строительства гостиницы. Развитие туризма для него всегда было любимой темой – экс-губернатор традиционно критиковал глав приморских муниципалитетов за то, что города застраиваются элитными особняками, а туризм при этом страдает. Сам Цуканов вместо строительства гостиницы «распилил» туристическую землю на 4 мелких куска (так, что гостиницу на них уже не построить), и местным властям ничего не оставалось, как согласовать строительство четырех особняков. Один из них Цуканов строил для себя, другой – «подарил» главе регионального управления ФСБ Александру Козлову. Факт сделки между губернатором и главным эфэсбэшником стал достоянием общественности, и в скором времени Козлова сменил Евгений Зиничев, нынешний сменщик Цуканова на посту губернатора.
Не все гладко, согласно местным СМИ, и со строительством семейного имения в Ивашкино.
Земля, на которой губернатор построил дом, имеет сельхозназначение, и изменить его крайне проблематично. Это значит, что на ней запрещено любое жилищное строительство, кроме бытовых построек – например, для хранения сельхозтехники или удобрений. Семье губернатора ничего не оставалось, как заявить, что жилой дом в стиле хай-тек является сельхозпостройкой. Оставалось только заняться сельским хозяйством. Тогдашний прокурор области Алексей Самсонов пригрозил, что, если Цуканов не займется сельским хозяйством, дом придется снести, а землю – отобрать. Вскоре губернатор высадил в своем имении яблоневый сад, заявив, что «прислушался к поручению прокурора».
Правительство в «турбулентности»
За 6 лет губернаторства Николая Цуканова областное правительство напоминало сплошную зону турбулентности, всего нескольким чиновникам удалось проработать с Цукановым от начала и до конца. Остальные регулярно подвергались различным ротациям, повышениям и перемещениям. Местные журналисты насчитали порядка 80 отставок высокопоставленных госслужащих уровня вице-премьеров, министров или руководителей агентств и в итоге сбились со счета. Некоторые чиновники не успевали проработать в правительстве и нескольких месяцев, после чего рассказывали о сложной психологической атмосфере работы в правительстве. По их словам, Цуканов позволял себе повышать голос на подчиненных, нецензурно выражаться и оскорблять подчиненных. Многие из них употребляли термин «профессиональное выгорание» – как раз именно этому вопросу Цуканов посвятил свою кандидатскую диссертацию, неожиданно для многих став кандидатом психологических наук. Диссертация называлась «Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание» и стала предметом особого скандала с участием Цуканова. Так или иначе, но скоро губернатор стал испытывать сложности с подбором сотрудников на систематически освобождающиеся кресла.
Обретенная диссертация
Качество образования Николая Цуканова с самого начала вызывало у журналистов много вопросов.
По сути, единственное, что не подвергается сомнению, – это специальность газоэлектросварщика, полученная в родном гусевском техникуме. Дальше в биографии нового полпреда наступает туман: газоэлектросварщик неожиданно срывается в Москву и открывает там бизнес по продаже кардиостимуляторов. Параллельно Цуканов пытается получить высшее образование. Сначала он учился в малоизвестном сельхозинституте в областном городе Полесске, а оттуда перевелся в Московскую высшую школу предпринимательства, где уже получил диплом юриста. Когда прокуратура Калининградской области проверяла законность получения Цукановым высшего образования, обнаружила, что при смене учебных заведений будущий губернатор не освоил ряд предметов, положенных по учебному плану. Тогдашний прокурор Калининградской области Алексей Самсонов заявил, что не взял бы Цуканова на работу из-за плохого качества его образования.
Но когда калининградские журналисты попытались найти губернаторскую диссертацию, чтобы понять, почему чиновники правительства Цуканова постоянно «выгорают», их ждал сюрприз. Оказалось, что диссертации нигде нет – ни в Научной библиотеке имени Ленина в Москве (где она должна храниться по закону), ни в альма-матер губернатора – Казанском национальном техническом университете имени Туполева. Через 15 дней после выхода новостей о пропаже диссертации она нашлась у научного руководителя Цуканова Рустэма Габреева – он предоставил ее текст на свежеотпечатанных листах (хотя ее защита состоялась около 10 лет назад), а электронный файл с научной работой, судя по его свойствам, был создан на следующий день после выхода новости о пропаже диссертации. Доказать, что Николай Цуканов получил ученую степень кандидата психологических наук, в итоге не удалось, зато у Цуканова теперь есть диссертация.
«300 – 400 родственников»
Николай Цуканов – один из немногих российских губернаторов, чьи сомнительные действия были официально подтверждены прокуратурой. В 2013 году журналисты раскопали, что компания родного брата и матери губернатора «Аматэл» выиграла госконтракт на поставку трех фельдшерско-акушерских пунктов, заработав на этом 13,2 млн руб. Прокуратура Калининградской области подтвердила конфликт интересов Цуканова, направив результаты проверки его непосредственному работодателю – администрации президента РФ. По закону Цуканова должны были уволить, но в Кремле предпочли отмолчаться, а когда настала пора губернаторских выборов – одобрили кандидатуру Цуканова. «У меня, может быть, 300 – 400 родственников. Запрещать им заниматься бизнесом? Невозможно!» – оправдывался Цуканов.
Родственники губернатора регулярно становились получателями государственных контрактов: до истории с «Аматэлом» правительство купило по госконтракту две квартиры у компании, принадлежащей супруге Цуканова, его старший сын Юрий был трудоустроен в правительственный Дворец спорта «Янтарный» («Что мне теперь, ребенка депортировать из области?»), двоюродный брат губернатора также активно участвовал в госзаказе.
Что в итоге?
После 6 лет губернаторства Николай Цуканов оставляет после себя регион с большим количеством нерешенных проблем – не сняты экономические последствия от прекращения срока действия части Закона «Об особой экономической зоне», регион, как и Петербург, испытывает серьезные проблемы со строительством стадиона, упал уровень инвестиций… Зато было весело.
Высказывания
Сварщик лучше, чем мандарин.
Я не пуританин, «голубые» фестивали я бы никогда не поддерживал.
Честно скажу, я – совок. Мы — наемные менеджеры. Завтра нам дали пендель, и мы ушли в ту жизнь, которую заслужили.
Вчера министр культуры ночью прилетел и говорит: «Слушайте, что-то у вас поля непаханые!» А в сельхозуправлении у нас начинают день с самовара и заканчивают самоваром, чаи гоняют с утра до вечера и по деньгам, которые мы распределяем, просто делают отчетность.
У меня, может быть, 300 – 400 родственников. Запрещать им заниматься бизнесом? Невозможно!
Целый год я потратил на то, чтобы не плакать в жилетку федеральному центру.
Ну не повезло моему сыну Юрию с фамилией. Взрослый парень, 24 года, имеет высшее образование, где-то он должен работать? Что мне теперь, ребенка депортировать из области?
Я горд тем, что я сам выбрал этот путь и сам прошел этот путь от начала до конца, от сварщика, который работал на заводе – и до сих пор те теплотрассы, которые я сварил, они стоят в Гусеве, – до губернатора.
Отдельная история это, конечно же, по молодёжи. У нас есть украинцы, которые приезжают через Польшу, через Литву. До 30 лет, подкачанные, без родственников, которые приезжают просто искать работу. Это вопрос внутренней безопасности. Мы работаем со всеми структурами, которые готовы за это отвечать. Регион непростой, и сегодня ни для кого не секрет, что Запад и их спецслужбы проводят работы для того, чтобы устроить свой "майдан" в Калининграде. Была такая задача, и сейчас, к сожалению, её никто не отменял.
Водительские права я получил в 1992 году. Хотя, если честно, сначала я ездил без прав. Причем на грузовом автомобиле. Я как раз уволился из горкома комсомола и решил заняться бизнесом. Поехал в Москву на выставку «Строительные конверсии».
Меня СМИ критикуют, но если вы уже не можете послать к чёрту человека, который предлагает деньги, чтобы проголосовать за того или другого кандидата, возьмите деньги и проголосуйте по совести. Никто же не посмотрит, за кого вы там проголосовали.
Не будет обычный покупатель, нормальный человек, есть сыр с плесенью или хамон. А те, кто эти продукты ест, могут позволить себе слетать во Францию и привезти оттуда "под мышкой". Или в Польше закупить.
Роман Романовский,
специально для «Фонтанки.ру»