Участие Владимира Путина в параде кораблей на Неве автоматически сделало Петербург флагманом празднования 320-й годовщины со дня образования Военно-морского флота России. Как это было, рассказывает «Фонтанка».
В преддверии прибытия первого лица на Сенатскую площадь ни одна мышь не могла проскочить мимо Медного всадника, не имея на то специального разрешения ФСО. Такой девственно чистой и безлюдной Английская набережная в день ВМФ не была еще никогда. Сотни горожан все равно пришли смотреть на парад и два часа прилежно стояли за кордонами, установленными в районе Благовещенского и Дворцового мостов.
Более сообразительные петербуржцы и гости города выбрали себе места для наблюдения на противоположной от Медного всадника стороне – с Университетской набережной, действительно, наблюдать за морским парадом было удобнее. А самые умные догадались встать на Благовещенском мосту и таким образом им открылась лучшая из имеющихся обзорных площадок. Лучше — только по телевизору. Таким образом, вживую посмотреть парад кораблей не получилось только у тех, кто обладал пропуском в святая святых — на Сенатскую площадь.
На прилегающей к основателю российского флота территории с раннего утра царило настраивающее на философский лад спокойствие. Где-то там, у Исаакия, суетились и глазели туристы, в своем забеге вдруг натыкавшиеся на непробиваемый полицейский кордон. Где-то там, у Адмиралтейства и за пределами стен Сената, толпились зеваки, наивно полагающие, что пришли праздновать День ВМФ. Где-то там на безупречной, безмолвной Неве на палубах военных кораблей замерли в парадном строю моряки, ожидая, когда у их бортов остановится верховный главнокомандующий, и готовясь ответить ему: «Ура!!!»
Где-то там была даже она — вернувшаяся домой «Аврора», с минуту на минуту на ее обновленную Кронштадтским морским заводом тиковую палубу ступит нога первого и такого высокопоставленного посетителя. Но на Сенатской площади царило спокойствие, какое может царить только на самой безопасной в мире территории.
К 11.00, за час до начала парада, на Английской набережной присутствовали только сотрудники спецслужб, рядовые чиновники, окружные и флотские офицеры да пресса. Журналистов после тщательной проверки привели на строго отведенное место съемки внимательные сотрудники ФСО. Проходя мимо Конституционного суда, федеральный охранник вдруг заметил отклеившуюся тротуарную плитку, вернулся на два шага, потрогал ногой — плитка предательски шаталась. «Сейчас что-нибудь придумаем», – прошептал с изменившимся лицом похожий на госслужащего невысокий мужчина и умчался в сторону Исаакиевского собора.
Учитывая строгую аккредитацию, было бы странно видеть на Сенатской простых смертных. Но удивительное — рядом. «А это, простите, кто?» – хватаю за рукав пробегающего мимо военного чиновника и показываю на барышню с двумя малолетними детьми. «А это, наверное, жена командира одного из кораблей», – мгновенно находится с ответом офицер и исчезает в зеленой аллее вдоль Адмиралтейства. Так как в посвященном 320-летию флота параде принимало участие 16 кораблей, «Фонтанка» логично насчитала на зачищенной от посторонних набережной примерно два десятка командирских жен с детьми.
За полчаса до начала парада Английская набережная стала наполняться. Вот под звук барабанов маршевым шагом прошли и заняли свои места перед трибуной рота почетного караула, офицеры Балтфлота и курсанты.
Вот бывший главком ВМФ Виктор Чирков спешит занять местечко у трибуны, но по пути встречает бывшего начальника Военно-морской академии Николая Максимова. Фото на память, и два отставных адмирала вместе идут к Медному всаднику.
На большом экране в режиме прямого эфира идет демонстрация морского парада. Хорошо поставленным голосом диктор комментирует происходящее, попутно рассказывая о мощи представленных в этом году военных кораблей. У Трибуны тем временем все уже на своих местах. По левую руку – должностные лица главкомата ВМФ с выставленными впереди мальчишками-кадетами. По правую руку — лидеры представленных в городе конфессий, городские чиновники, перед которыми построены девочки в красно-песочного цвета униформе, только вчера принятые в ряды военно-патриотического движения «Юнармия».
И вот экран показывает, что катер «Серафим Саровский» подходит к причалу Английской набережной. Голос диктора смолкает. Музыки тоже больше нет. Внезапно наступившую тишину прерывает только далекий звук полицейских сирен. Куда-то исчезла вдруг безмятежность. Нахмурилось небо.
Но раздается команда: «Равнение на». Рота почетного караула молодцевато бьет карабинами оземь. Звучит означающий прибытие должностного лица военно-морской сигнал «Захождение». По живому коридору из мальчишек-кадетов и девчонок-юнармеек идет к трибуне Владимир Путин, и с каждым его шагом напряжение отступает, отступает под натиском непреклонной поступи стабильности.
«Поздравляю всех, кто стоит на страже морских рубежей нашей Родины, кто служит в морской авиации и береговых войсках, кто трудится – говорит верховный главнокомандующий. – Кто трудится на кораблестроительных предприятиях, все, кто защищает интересы отечества, честь нашего Флага в мировом океане, борется с пиратством, терроризмом, способствует безопасности судоходства».
Президент говорит, и родной город вдруг начинает вторить его словам. А свою поддержку Петербург может оказать только одним способом.
«Сегодня на Военно-морской флот поступают современные корабли», – говорит Путин, и первая капля дождя падает на его незащищенное зонтом плечо.
«Поддерживается высокий уровень его (флота, – прим. ред.) боеготовности в соответствии с существующими вызовами и угрозами», – продолжает гарант Конституции, и петербургское небо подтверждает его слова усилением.
«Особое внимание будем уделять социальным гарантиями военнослужащим и членам их семей», – обещает Владимир Владимирович, и летний дождь нарастает, обволакивая присутствующих своей заботой.
«Слава Военно-Морскому Флоту России!» – верховный главнокомандующий дает старт торжественному прохождению военнослужащих ВМФ по Английской набережной. Несмотря на усиливающийся дождь, Владимир Путин стоит на трибуне по-прежнему без зонта.
Расположившаяся по левое плечо элита (новый полпред Цуканов, губернатор Полтавченко, министр обороны Шойгу, командующий ЗВО Картаполов, главком ВМФ Королев, члены федерального правительства) не делают ни единой попытки укрыться от дождя, постепенно переходящего в ливень.
Проводив взглядом последнюю коробку курсантов, Путин подходит сначала к кадетам, потом к юнармейкам, жмет руки руководящему составу главкомата и министрам, и только после этого позволяет себе накинуть плащ.
Проходя мимо парадного строя ветеранов ВМФ, президент каждому жмет руку. «Для штурмана дождь — это счастье», – отмахивается от предложенного зонта увешанный медалями ветеран и подмигивает соседу: «Ну что, поручкались?»
Уходящего тем временем в сторону Президентской библиотеки Владимира Путина надежной стеной прикрывает ливень. Путь его пролегал через тот самый участок с отставшей плиткой. Позже «Фонтанка» проверила — не отремонтировали.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»