Международный розыск экс-главы “Интарсии” Виктора Смирнова, которому покровительствовал «опальный» Владимир Кожин, совпал с попыткой компании, связываемой с сыном Владимира Якунина, отсудить 4 млрд рублей.
Название петербургской реставрационной компании «Интарсия», некогда крупнейшей, а ныне подзабытой, Следственный комитет напомнил вечером в пятницу, 29 июля. Пресс-релиз о заочном обвинении бывшему гендиректору Виктору Смирнову был опубликован на официальном сайте в 17.57. После чего именитый реставратор внесен в рубрику «Внимание, розыск!»
Обвинение Смирнову и его заму Соколову в хищении 600 млн рублей у компании, которую связывают с сыном Владимира Якунина, предъявлено в преддверии арбитражного спора за сумму неизмеримо большую. С реставраторов, которым некогда покровительствовало Управделами президента, требуют 4 млрд.
Основу уголовного дела, которое находится в производстве ГСУ СК по Петербургу, составляет контракт 2009 года на капремонт и реставрацию дома Лобанова-Ростовского на Вознесенском проспекте, 1, работы Монферрана. Заказчиком выступило ЗАО «Тристар инвестмент холдингс», связываемое с Андреем Якуниным – сыном тогдашнего главы РЖД. Здание было отдано в аренду Управлением делами президента (УПД).
«Тристар» для строительства фешенебельной гостиницы Four Seasons Lion Palace заключил контракт с компанией «Интарсия», на тот момент крупнейшим игроком на рынке реставрационных услуг. В ее портфеле – Кремль, Константиновский дворец, храм Христа Спасителя, здания Сената и Синода, Главный штаб на Дворцовой, Крюковы казармы и прочая, прочая. В 2012 году «Тристар» расторг контракт за срыв сроков.
«Однако у генерального директора «Интарсии» Виктора Смирнова, его первого заместителя Дмитрия Соколова и неустановленных лиц возник умысел на обогащение в личных целях. Злоумышленники подготовили подложные документы об объемах выполненных работ и представили их для оплаты заказчику, получив тем самым деньги в размере более 600 млн рублей», – заявил Следственный комитет.
27 июля 2016 года Соколов был задержан и отправлен под домашний арест. Смирнов объявлен в международный розыск. Обвинение ему по статье 159 УК «Мошенничество в особо крупных размерах» предъявлено заочно. Отныне фотография Виктора Геннадьевича и его биографическая справка доступны каждому любителю рубрики «Их разыскивает полиция».
По данным «Фонтанки», криминальную подоплеку в деловых отношениях «Тристара» и «Интарсии» искали с 2013 года. Как сообщили нашему изданию собеседники в следствии, изначально уголовное дело было возбуждено в 4-м отделе следственной части ГСУ ГУ МВД Петербурга и Ленобласти по статье 165 УК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Якобы Андрей Якунин тогда просил лично Сергея Умнова разобраться в предоставленных «Интарсией» актах выполненных работ, по которым и были произведены выплаты.
С уголовным преследованием возникли сложности. Злые языки связывают инертность полицейского следствия с фигурами управделами Владимира Кожина, который, как считалось, покровительствовал «Интарсии» в вопросах получения государственных подрядов, и Геннадия Явника – гендиректора благотворительного фонда «Константиновский», созданного под реконструкцию одноименного дворца. По меньшей мере, в 2013 году Виктор Смирнов еще находился в Петербурге, участвовал в публичных мероприятиях, и неудобные вопросы ему не задавали. Наконец, дело было приостановлено, жалобы от «Тристара» в надзорные органы не прекращались, и прокуратура передала материалы в Следственный комитет Петербурга. Говорят, задача Александру Клаусу была поставлена максимально простая: если есть состав – возбуждать, если нет – прекращать.
С поиском состава совпали трудности «Интарсии». Владимир Кожин покинул пост управделами, и у компании возникли сложности с получением госконтрактов. Более того, и по уже действующим начались проблемы – Минобороны расторгло с компанией контракт на переезд Суворовского училища в здания Константиновского.
На смену "Интарсии" в качестве реставрационной компании номер один в Петербурге пришел «Балтстрой» Дмитрия Михальченко. К концу 2015-го «Интарсия» окончательно ушла в прошлое, Виктор Смирнов перебрался за границу, делать бизнес с европейскими партнерами.
По мнению бывшего заместителя гендиректора «Интарсии» Александра Новикова, активизация Следственного комитета может быть связана с арбитражными процессами вокруг отеля и того самого расторгнутого контракта. «Интарсия» отсудила 330 млн рублей у «Тристара» за выполненные работы, а «Тристар», в свою очередь, не смог в первой инстанции взыскать около 4 млрд рублей (1,3 млрд рублей и 61 млн долларов) в качестве штрафов, убытков и незаконного обогащения.
«По меньшей мере, объявление Виктора Смирнова в розыск произошло за несколько дней до суда апелляционной инстанции, – поделился соображениями Новиков. – А обвинять бывшего шефа в хищении, я думаю, некорректно. В процессе строительства отеля представители заказчика («Тристар») сидели с нами в соседних кабинетах, технический контроль осуществлялся регулярно. В конце концов, Four Seasons Lion Palace расположен в центре Петербурга, а не во Владивостоке – тут сложно что-то скрыть от взора заказчика. Сроки строительства действительно сдвигались (гостиница должна была быть сдана в 2011 году, а открылась в 2013-м), но из-за постоянных корректировок проекта, связанных с высочайшими требованиями Four Seasons, которым, вероятно, «Тристар» не во всем соответствовал. Ну а о «фальшивых» работах и вовсе говорить смешно – контракт был расторгнут с «Интарсией» после выполнения 95 процентов работ».
Судя по картотеке 9-го апелляционного арбитражного суда, очередная попытка взыскать миллиарды с «Интарсии» назначена на 3 августа.
Вместе с тем есть еще одно уголовное дело, в котором фигурирует Виктор Смирнов. К 2013 году на Прибрежной улице в Зеленогорске должно было появиться санаторно-курортное учреждение (медицинский комплекс). Разрешение на строительство получало ООО «Прибрежный». Проектированием занималась «Интарсия». По документам объект был сдан, но прокурорская проверка показала, что вместо медицинского комплекса на Прибрежной стоят недостроенные здания. Гендиректор «Прибрежного» Галина Московских, работавшая одно время в "Интарсии", была привлечена к уголовной ответственности по подделке документов (статья 327 УК). В 2015 году дело прекратили по амнистии к 70-летию Победы. Сотрудник государственного стройнадзора Петербурга Шутков был обвинен в халатности и тоже амнистирован. Производство по делу Виктора Смирнова было приостановлено «ввиду неустановления местонахождения». Впрочем, наблюдатели отмечают, что юридически какую-либо связь экс-главы "Интарсии" с этим делом доказать будет весьма сложно.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»