До официального открытия летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро осталось всего три дня, однако оттуда с завидной частотой продолжают приходить тревожные известия. Спортсменам приходится проходить испытание огнем, водой и медными трубами в прямом смысле этих слов.
В столице XXXI летних Олимпийских игр происходят жуткие вещи. Залив, где пройдут соревнования по парусному спорту, несмотря на двухлетние усилия, по-прежнему больше похож на помойку, опасную для жизни и здоровья. Олимпийская деревня еще до старта Игр уже пережила пожар и нападение воров. Спортсменам самим приходится убираться в номерах. А еще там нет покемонов.
Опасно для жизни
В заливе Гуанабара, где должны пройти соревнования по парусному спорту и виндсерфингу, по-прежнему все очень и очень плохо. Там все так же грязно, как на помойке, а количество патогенов (болезнетворных бактерий) не только не стало меньше, а значительно выросло.
Напомним, работа по борьбе с так называемыми супербактериями в Гуанабара началась еще в 2014 году. Их концентрация в заливе превысила норму в 1,7 миллиона раз. Трех чайных ложкек такой воды, которые легко могут попасть в организм через рот, уши и нос, даже если поплавать в нем хотя бы несколько минут, достаточно для заболевания пищеварительной, мочеполовой, дыхательной систем и даже поражения мозга. Два года назад рабочая группа пообещала привести залив в норму к началу Игр. Однако ни через год, ни через два ситуация там не улучшилась. Наоборот, согласно пробам, взятым в июле 2016 года, содержание патогенов возросло на 90 процентов.
«Это очень и очень опасный процент. Такой уровень бактерий немыслим для поверхностных вод в США, потому что тогда они были бы отнесены к сточным водам», – заявила глава департамента интегративной биологии Университета Южной Флориды доктор Валери Харвуд.
«Ситуация безнадежна, – вторит ей Стеберто Соареш, бразильский экологический активист. – Когда организаторы несколько лет назад пообещали исправить ситуацию, у меня это вызвало смех. Вы можете обнаружить там человеческие тела, диваны, столы и другие крупные предметы, чтобы понять, что ничего не меняется. Попытки исправить ситуацию являются лишь временной мерой».
Стихия против Олимпиады
Однако залив Гуанабара успел отметиться со знаком минус не только своей крайне неблагоприятной экологической обстановкой. 1 августа в результате шторма здесь обрушился причал для соревнований по парусному спорту. К счастью, из-за инцидента никто не пострадал. Компания, отвечающая за функционирование причала, обещала восстановить объект за четыре дня. Между тем соревнования по парусному спорту стартуют 8 августа.
Сам по себе этот инцидент вряд ли бы привлек к себе особое внимание, так как повреждения действительно оказались не критичными, однако он вновь поднял проблему качества строительства олимпийских объектов в Рио-де-Жанейро. В апреле, напомним, обрушилась велодорожка, построенная к Олимпиаде. Конструкцию, которая поддерживала велодорожку, накрыло волной. Она не выдержала, и около 50 метров полотна обвалилось. Несколько человек упали вниз, на прибрежные скалы, и их смыло в море. В результате двое погибли, трое были госпитализированы.
Пожар или поджог?
Кому в Рио в качестве испытания выпала вода, а кому — огонь. 29 июля в здании олимпийской деревни, в корпусе с номерами сборной Австралии, вспыхнул пожар. Вся австралийская сборная была эвакуирована. Позже выяснилось, что горел мусор в подвале и в результате произошло задымление лестничных проходов. Приехавшие пожарные справились с огнем довольно быстро — за полчаса. К счастью, в этот раз никто не пострадал, хотя без потерь не обошлось: вернувшись в свои номера, австралийские спортсмены не обнаружили одного ноутбука и несколько комплектов формы. Камеры слежения зафиксировали трех людей, выносящих все это из пустого здания. Одна из версий местной полиции — пожар был специально инсценирован с целью последующей кражи.
О повышенной криминогенной обстановке в столице Бразилии также говорилось задолго до старта Олимпиады. Австралийцы стали не первыми жертвами воров. Ранее неизвестные украли всю видеоаппаратуру у бывшего китайского легкоатлета Ши Дунпэна, который прибыл на Игры в Рио в качестве репортера одного из китайских телеканалов. По данным «Фонтанки», российские спортсмены перед поездкой на Игры получили подробные инструкции по безопасности. В частности, им рекомендовали выходить за территорию олимпийской деревни только группами, а лучше вообще не покидать ее.
Зачем спортсменам кровать
А где вода и огонь, там и медные трубы. И опять отметились австралийские спортсмены.
Они первыми забили тревогу по поводу условий проживания в олимпийской деревне. В своем доме они обнаружили протечку труб, следы от затопления, засоры в туалетах и отсутствие света на лестничных пролетах. Национальный олимпийский комитет Австралии назвал подобные условия непригодными для проживания спортсменов. Австралийские журналисты возмутились, что их баскетболистам придется спать на стандартных одноместных кроватях, что ввиду их роста крайне неудобно. В ответ на это центровой сборной Австралии Эндрю Богут заявил в своем твиттере, что настоящий спортсмен способен спать стоя и поэтому кровать ему вообще не нужна. Позже ему пришлось заняться ремонтом душевой занавески в своем номере.
В общем, настоящий спортсмен способен на любые подвиги.
Игрок сборной Италии по волейболу Иван Зайцев также остался недоволен условиями в олимпийской деревне.
«Номера, честно говоря, не очень, в них не убирают с нашего приезда, мебели не хватает. Стараемся между собой организоваться, швабры какие-то купить, потому что бардак такой в олимпийской деревне. Пока еще не готово там все, но думаю, потихоньку разберемся со всем», – цитирует Зайцева «Р-Спорт».
По словам главного тренера женской сборной России по водному поло Александра Гайдукова, жить им приходится в спартанских условиях — в двухместных номерах по 8 квадратных метров. Другие российские и белорусские спортсмены также жалуются на грязь в номерах.
Зато горячая вода есть
Не готовы оказались и многие спортивные объекты. В частности, это касается многострадальных теннисных кортов. В середине января власти Рио-де-Жанейро разорвали контракт с генподрядчиком по строительству олимпийского теннисного центра за срыв сроков. Работы ускорились, но, судя по нынешнему состоянию объекта, этого все равно оказалось недостаточно. По словам петербургской теннисистки Светланы Кузнецовой, на данный момент все это напоминает бардак — тренироваться приходится чуть ли не на стройке с разбросанным по кортам мусором. Свои впечатления она записала в «Инстаграм».
Однако не все спортсмены увидели в Рио только плохое. В частности, велогонщица Ольга Забелинская, поехавшая в Рио, несмотря на свое отстранение от Олимпиады из-за допинга, в разговоре с «Фонтанкой» заявила, что у нее всех вышеописанных проблем нет. Впрочем, это легко объясняется — живет она, в отличие от основной части российских спортсменов, в отеле, а не в олимпийской деревне. Велотрасса, по ее словам, также находится в полном порядке. Из проблем она отметила лишь глухие пробки в центре, которые, впрочем, не помеха, если ты на велосипеде.
«В целом все хорошо, если не считать того, что мне так и не разрешили выступить на Олимпиаде. С каждым днем все больше чувствуешь себя втоптанным в грязь», – подчеркнула она.
Старается мыслить позитивно и испанский теннисист Давид Феррер. «Я ожидал худшего. В новостях в Испании очень много преувеличивают. Горячая вода, например, у нас есть», – говорит он в интервью Marca.
Но все эти проблемы меркнут перед... трудностями с ловлей покемонов в олимпийской деревне. Кто-то, как, например, футболистка сборной Новой Зеландии Анна Грин, не может скачать игру из-за того, что она еще не вышла в Бразилии. Те же, кто знает, как обойти этот запрет, покемонов в олимпийской деревне не обнаружили.
«К сожалению, ребята, покемонов в олимпийской деревне нет», – с горечью написал в Твиттере четырехкратный чемпион мира в командных соревнованиях французский гребец-слаломист Маттье Пеше.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»