Продавцы сувениров готовы через суд добиваться возвращения к доходному месту у «Авроры», откуда были изгнаны Смольным за порчу открыточного вида крейсера.
Владелец сувенирных лавок готов поспорить с вице-губернатором Петербурга Михаилом Мокрецовым, обещавшим в присутствии губернатора Полтавченко, что торговцы не вернутся к отремонтированной «Авроре» на Петроградскую набережную. Цена вопроса исчисляется десятками миллионов рублей годовой выручки. За такие деньги готов встать за прилавок и сам Центральный военно-морской музей.
ООО «Союз» торговал сувенирами на Петроградской набережной с 2008 года, заключив с городскими властями пять договоров: четыре для торговли с тележек сроком действия до 2020 года и еще один для работы летнего кафе сроком до 2019 года. В сентябре 2014-го торговцы сами ушли с места, переставшего быть доходным из-за ухода на ремонт «Авроры», но собирались вернуться летом 2016-го. Теперь встреча ларечников с кормильцем 1-го ранга под большим вопросом.
Для Смольного никаких вопросов не было еще 1 июля, когда на заседании Попечительского совета по делам корабля боевой славы вице-губернатор Михаил Мокрецов заявил главам совета, губернатору и главкому ВМФ, что торговля сувенирами вместе с «Авророй» не вернется, так как комитет имущественных отношений расторг договор с торговым оператором, в том числе «по просьбе экипажа крейсера».
В КИО «Фонтанке» уточнили, что уведомление о прекращении отношений направлено арендатору 20 июня 2016 года, спустя месяц оно вступило в законную силу, и в ближайшее время прекращение договора аренды будет зарегистрировано в Росреестре. Основанием для разрыва, по словам собеседника в ведомстве, стало нарушение «Союзом» обязательств по согласованию внешнего облика торговых объектов с КГИОП и предоставление такого согласования КИО в установленные допсоглашением сроки.
Однако в «Союзе» настаивают, что исполняли требования договора добросовестно, а решение о расторжении «основано на неправильном толковании обстоятельств и неизучении в полном объёме арендных дел».
По словам заместителя генерального директора «Союза» Олеси Островской, компания еще в феврале 2015 года направила в КГИОП заявления о согласовании объектов. Однако тот ответил отказом, высказав возражение относительно размещения вблизи «Авроры» любого некапитального объекта потребительского рынка, так как оно «окажет негативное воздействие на облик объектов культурного наследия». Такое решение «Союз» счел безосновательным и 6 апреля 2015 года обратился в КИО с просьбой считать требование по внешнему облику выполненным. В распоряжении «Фонтанки» имеется копия согласования размещения пяти объектов на Петроградской набережной от 16 марта 2016 года за подписью заместителя председателя комитета имущественных отношений Александра Никонова.
Однако потом в КИО решили, что без одобрения КГИОП «Союз» все-таки не может осуществлять торговлю, а сами участки на Петроградской набережной были исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
«Союз» считает отказ КИО от исполнения договоров и их расторжение в одностороннем порядке неправомерными. «Незаконные действия КИО являются злоупотреблением правом и воспрепятствуют дальнейшей предпринимательской деятельности «Союза», – сообщила Олеся Островская. Согласно сайту арбитражного суда, соответствующий иск от ООО «Союз» к комитету имущественных отношений зарегистрирован 29 июля 2016 года.
По словам советника губернатора, председателя «Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников» Игоря Курдина, порча открыточного вида была не единственным нарушением со стороны продавцов сувениров. «У них было соглашение на пять торговых точек, тогда как на самом деле стояло в два-три раза больше и куда ближе к крейсеру, чем предполагала схема», – отмечает он.
При этом Смольный предлагал «Союзу» перевести торговые точки ближе к Сампсониевскому мосту, однако тот ответил отказом, ссылаясь на наличие действующих договоров. В самом «Союзе» это обстоятельство не стали комментировать.
Нежелание предпринимателей менять место вполне понятно. «Союз» является крупнейшим арендатором земельных участков для уличной торговли. «Летом выручка одной сувенирной точки возле популярной достопримечательности может составлять 50 – 70 тысяч рублей в день, зимой в 2 – 3 раза меньше, но все равно речь о десятках миллионов рублей в год», – считает исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков.
«Аврора» таким центром притяжения, безусловно, является. В день открытия, 3 августа 2016 года, музей-корабль посетили 1,5 тысячи человек.
«Поскольку туристические группы в основном приезжают к «Авроре» на автобусе, до моста они просто не доходят. Перенос точки может лишить «Союз» половины дохода», – считает Владимир Меньшиков.
Кроме того, у предпринимателей может появиться влиятельный конкурент. Как рассказала «Фонтанке» заместитель директора Центрального военно-морского музея Надежда Морозова, сейчас руководство организации прорабатывает возможность самостоятельного запуска торговли сувенирами. «В ближайшее время около «Авроры» в дополнение к кассе и будке охраны будут установлены два павильона, продажа туристической продукции может осуществляться там», – сообщила она. Пока же туристам в качестве сувенира дают буклет, посвященный крейсеру.
Галина Бояркова для «Фонтанки.ру»