Смольный спешит потратить несколько миллиардов рублей на укрепление грунтов в районе размыва на «красной» линии. Угрозы зданиям нет, успокаивают при этом чиновники.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры вернулся к старому проекту по укреплению грунтов в районе размыва между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная». В Смольном ищут способ, как удешевить работы, стоимость которых из-за девальвации выросла до 4 млрд рублей. В качестве альтернативы подорожавшей технологии рассматривается загадочный материал «Капкан». Его готовы поставлять знакомые знаменитого в Стрельне Улукбека Хамдамова, однажды сменившего имя на Андрея Владимировича Путина.
Подготовка проекта по укреплению грунтов в районе размыва и консервации затопленных тоннелей началась в 2012 году. Заказчиком выступил комитет по транспорту, который на тот момент курировал вопросы строительства и реконструкции объектов метрополитена. Подрядчиком стала компания «СТиС», которая входит в холдинг «Водоканалстрой» и специализируется на подземных работах. Специалисты предприятия предложили выполнить два основных вида работ.
На площади в 9 тысяч кв. м в районе завода «Красный Октябрь» недалеко от площади Мужества планировалось обустроить свайное поле по технологии «джет-граутинг». Ее суть заключается в том, что свая не забивается в землю: в грунт под высоким давлением заталкивается цементный раствор, который смешивается с породой и застывает. Это поле призвано было защитить от просадок окружающие здания, которые стоят над зоной размыва.
В свою очередь, в затопленный перегон между «Площадью Мужества» и «Лесной» подрядчик предложил закачать специальную пену, которую производят в Европе: она должна была вытолкнуть воду и законсервировать тоннели. «Ее выбрали потому, что ее можно подавать под большим давлением, она не разрушается под воздействием агрессивной водной среды», – рассказывает собеседник в комитете по транспорту. Общая стоимость работ была оценена в 2,7 млрд рублей.
Однако пока готовилась бюджетная заявка, грянул кризис, рубль подешевел в два раза. С учетом использования европейского материала смета выросла до 4 млрд рублей, рассказал "Фонтанке" один из чиновников комитета по развитию транспортной инфраструктуры. В итоге проект положили на полку. Однако недавно к нему вернулись вновь: как стало известно «Фонтанке», 3 августа в КРТИ прошло совещание технического совета Тоннельной ассоциации России, на котором был рассмотрен вопрос укрепления грунтов в районе размыва.
Загадочная технология
В самом комитете уверяют, что возвращение к проекту не связано с необходимостью сломя голову заниматься аварийным участком: в целом его состояние оценивается как стабильное. Однако произвести укрепление все равно необходимо, добавляют в ведомстве. Впрочем, по данным «Фонтанки», на заседании технического совета со стороны специалистов метрополитена звучали и более тревожные оценки. Сама подземка для мониторинга за состоянием размыва ежегодно привлекает сотрудников Университета путей сообщения.
В качестве альтернативы подорожавшей европейской пене в Смольном рассматривают малоизвестный материал «Капкан». По предварительным подсчетам, с ним укрепление грунтов обойдется в 2 млрд рублей. На заседании технического совета Тоннельной ассоциации было решено, что институт «Ленметрогипротранс» совместно с «Метростроем» протестирует его возможности на одной из строящихся линий, например – на площадке «Беговой», которая будет находиться на "третьей" ветке. При этом чиновники обсуждают возможность, чтобы «Ленметрогипротранс» впоследствии провел актуализацию проекта своих коллег из «СТиСа» как единственный поставщик – без конкурса. «Называется даже срок, к которому должна быть готова документация. Это конец текущего года», – говорит участник совещания.
«В настоящее время решается вопрос о необходимости разработки проектной документации по разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации метрополитена на данном участке. Стоимость объекта и применяемые материалы станут известны по результатам разработки проектной документации и прохождения экспертизы», – говорится в официальном сообщении комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Разработчиком материала «Капкан» является подмосковная компания «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ». В СМИ она упоминается только в связи с двумя релизами Смольного. В начале марта у вице-губернатора Игоря Албина прошло совещание, посвященное предложению этой фирмы использовать в Петербурге специальные смеси для гидроизоляции зданий и сооружений. Судя по описанию, авторизованному городским правительством, они «не имеют аналогов в мире», нетоксичны, «высокоустойчивы к длительным химическим, биологическим и климатическим воздействиям». Профильным комитетам было поручено рассмотреть возможность по их использованию при гидроизоляции жилых домов, полигонов ТБО, подвалов.
Спустя несколько месяцев, на заседании штаба по метростроению в начале июля, название «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ» всплыло вновь. Как указано в сообщении городской администрации, подмосковная компания готова поставлять свою инновационную разработку на объекты подземки. Судя по презентации на сайте фирмы, сама технология называется «ГидроДжет», а материал – «Капкан». Он представляет собой гидрогель, который нужно нагнетать под фундамент подвалов или зданий, за тоннельную обделку. После взаимодействия с водой, как обещает разработчик, гель набухает, заполняет собой все свободное пространство и затвердевает.
Состав чудо-смеси «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ» на своем сайте не раскрывает: указано только, что это "полимер-минеральная композиция", которая эффективнее традиционного цемента. Не найти подробностей и в Интернете: «Капкан» упоминается только в релизах Смольного и на страницах перепечатавших его СМИ. Для того чтобы подтвердить его соответствие всем требованиям, подмосковная компания приложила к презентации заключение лаборатории из Перми, сертификата Центра гигиены и эпидемиологии Владимирской области и заключение научно-технического совета жилищного комитета Петербурга. Все документы получены только в январе – феврале 2016 года.
«Сегодня технология "ГидроДжет" успешно применяется в нефтегазовой отрасли и на горнодобывающих предприятиях страны. Сферы применения указанной технологии в гражданской области обширны: дорожное хозяйство, гидроизоляция сооружений в ЖКХ, противофильтрационные завесы», – рапортовал через месяц после получения лицензий Смольный.
По словам источника, присутствовавшего на совещании в КРТИ, в «Капкан» в том числе входят такие инновационные элементы, как глина и растительные масла. "Они предлагают не закачивать его в тоннели, а путем инъекций создать вокруг затопленного участка своего рода барьер", – рассказывает собеседник "Фонтанки".
Кто выставил «Капкан»
На сайте «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ» нет конкретных примеров, где и когда применялась эта технология. При этом сама компания ведет свою историю с 1997 года – от совместного российско-канадского предприятия. В отчете «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ» о своей деятельности – в основном контракты со структурами «Газпрома» на подготовку исполнительной документации.
Впрочем, ЕГРЮЛ дает несколько иную картину: «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ» была создана и зарегистрирована в бизнес-парке «Румянцево» Московской области только в 2011 году. Одним из ее учредителей стала петербургская компания «Интари», которая работает еще с начала 2000-х годов. Портфолио и история, опубликованные на ее сайте, полностью совпадают с тем, что рассказывает о себе ее подмосковная «дочка». За исключением раздела про чудо-смесь «Капкан». Зато петербургская «Интари» представлена на сайтах по трудоустройству, о сотрудничестве с ней на своих сайтах рассказывают сторонние компании, а ее директор и владелец Алексей Блинков недавно получил премию «Газпрома» в области науки и техники.
К созданию «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ» имели также отношение петербуржцы Роман Зернов и его жена Екатерина Яковлева. Сейчас они являются полными владельцами фирмы, и именно Зернов представлял «ГидроДжет» на совещании у Игоря Албина, отмечая, что эта технология «не имеет аналогов в мире». Екатерина Яковлева, по данным «Фонтанки», ранее работала в Управлении внутренних дел на метрополитене и Управлении тыла ГУВД по Петербургу и Ленобласти, была учредителем юридических фирм. В 2006 году создала фонд «Христолюбивое воинство» – вместе с нынешним настоятелем Кронштадтского Морского собора архимандритом Алексеем Ганьжиным. Последний известен тесными связями с армией и, например, духовно окормлял сотрудников ФАПСИ в Чечне во время кампании начала 2000-х годов.
На этом благотворительная деятельность Екатерины Яковлевой не закончилась. В 2010 году она вместе с Романом Зерновым учредила фонд «В защиту прав подозреваемых, обвиняемых и заключенных под стражу». Их партнером в этом благом деле стал человек по имени Андрей Владимирович Путин. Отчество и фамилия создают ощущение, что он имеет непосредственное отношение к президенту России. Однако до 2004 года Путин был Улукбеком Нарзиевичем Хамдамовым. Потом зачем-то сменил ФИО и, по словам его земляков в Стрельне, стал представляться братом президента. Солидности ему добавило и удостоверение помощника депутата ЗакСа Вадима Войтановского. Последний отрицал, что взял себе столь необычного помощника, хотя соседи видели его вместе с Путиным, когда у того возникли проблемы с полицией.
Офисный номер «НефтеГазИнвест-ИНТАРИ» сразу дает длинные гудки. Связаться с Яковлевой и Зерновым не удалось.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»