Почти месяц Реджеп Тайип Эрдоган не покидал страну, сконцентрировавшись на борьбе с внутренними врагами. И вот теперь отвлёкся, чтобы встретиться с «другом Владимиром» на его, друга, территории - в Санкт-Петербурге. За встречей следит «Фонтанка».
Президент Путин принимал президента Эрдогана в своей петербургской резиденции, в Константиновском дворце. Встреча – её публичная часть, куда допустили прессу, – была запланирована на час дня. В час десять прошла информация, что президент Турции уже в Константиновском дворце. Но беседа никак не начиналась. Только в пять минут третьего в Греческую гостиную под стрёкот фотокамер быстрой походкой вошёл Путин. Он стоял один и молча позировал. Камеры трещали. Путин переминался с ноги на ногу. Тёр рукой нос. Ещё переминался. Ни разу не посмотрел в камеры. Ни разу не улыбнулся. Прошло минуты полторы.
Наконец в дверях появился Эрдоган, следом – свита. Не меняя выражения лица, Путин пожал руку сначала турецкому коллеге, потом остальным вошедшим.
С российской стороны в беседе приняли участие министр иностранных дел Сергей Лавров и помощник президента Юрий Ушаков. С турецкой – глава МИД Мевлют Чавушоглу и зам генсекретаря аппарата президента Ибрагим Калын.
– За предыдущие годы уровень наших отношений достиг беспрецедентно высокого уровня, – начал Путин, чуть запнулся и добавил: – И качества. Однако после известной трагедии в ноябре прошлого года они скатились на очень низкий уровень. Деградировали.
Это действительно была первая встреча после того, что президент Путин назвал деградацией, а до того российская пресса несколько дней называла «охлаждением». В июне эвфемизм «охлаждение» сменил более жёсткие эпитеты по поводу Эрдогана, Турции и отношений с ней.
Напомним, что «охладил» отношения в ноябре 2015 года залп турецких ВВС по российскому Су-24. «Удар в спину», – так сказал об этом тогда Путин. И пообещал, что Турция «помидорами не отделается». И Турция действительно не отделывалась помидорами 8 месяцев. За это время был перекрыт поток наших туристов на её курорты, приостановились строительство атомной электростанции «Аккую», которое ведёт Росатом, переговоры по газопроводу «Турецкий поток» и другие совместные проекты на разных уровнях. В российской прессе появилась масса разоблачений в адрес Эрдогана лично: очень недемократический президент, который вдобавок чуть ли не лично торгует оружием и нефтью с «Исламским государством» (террористическая группировка, запрещена в России). Условием возобновления отношений российская сторона выдвигала извинения с турецкой. Сам Эрдоган за это время начал ссориться ещё с Европой и выдвигать упрёки в адрес США. В июне он послал Путину письмо, которое трактовалось как извинения. Отношения Турции с Россией стали стремительно теплеть. За день до личной встречи Эрдоган в интервью агентству ТАСС назвал российского коллегу «другом Владимиром».
– Ваш сегодняшний визит, несмотря на очень сложную внутриполитическую ситуацию в Турции, говорит о том, что мы все хотим возобновления нашего диалога, восстановления отношений во имя интересов народов Турции и России, – продолжил дружеское приветствие Путин.
Вдогонку к намёку на попытку военного переворота, которую три недели назад пережил Эрдоган, он напомнил, что был первым, кто позвонил и высказал поддержку.
– Это наша принципиальная позиция: мы всегда выступаем категорически против любых попыток неконституционных действий, – многозначительно подчеркнул Путин.
– Ваш звонок сразу после попытки переворота и меня лично, и моих коллег, и наш народ очень обрадовал, – скажет потом в ответном выступлении Эрдоган.
И теперь, закончил речь Путин, у России и Турции вновь появилась возможность «поговорить и в узком составе, и в широком, по всему комплексу отношений». Речь на переговорах, анонсировал российский президент, пойдёт о восстановлении торгово-экономических связей России с Турцией и о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.
Всё это Путин произнёс быстро, так и не поменяв выражения лица. Эрдоган ответил «другу Владимиру» с такой же серьёзностью и такой же скоростью. Поблагодарил за то, что российский президент нашёл возможность принять его «в этот деликатный период». И выразил уверенность, что теперь, когда дружба восстановлена, встреча в Петербурге даст старт «ещё более расширительному процессу».
Этот обмен признаниями и заверениями перед прессой прошёл без улыбок и занял порядка 10 минут. Президенты ушли начинать «расширительный процесс» – уже в закрытом формате.
Предполагается, что в ходе встречи Путин и Эрдоган обсудят совместную борьбу с терроризмом, сирийский вопрос, возрождение чартерного авиасообщения между странами, важного для туризма, продолжение строительства «Аккую», ряд бизнес-проектов (Эрдоган привёз с собой группу предпринимателей). И, конечно, строительство газопровода «Турецкий поток», которого давно добивается Россия. Важным пунктом повестки дня должна стать отмена эмбарго на пресловутые помидоры.
Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»