Реклама

Сейчас

-10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-10˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -13

1 м/с, вос

759мм

86%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Сорочинский хотел как лучше

2062
ПоделитьсяПоделиться

Экс-директор «Ленэнерго» Сорочинский целый час доказывал суду, что из благих побуждений разместил на депозитах «Таврического» 13,4 млрд рублей. А о грядущем крахе банка ничего не знал.

В Московском районном суде началось рассмотрение по существу уголовного дела в отношении бывшего директора «Ленэнерго» Андрея Сорочинского и его заместителя по финансам Дениса Слепова. Следствие в лице региональных чекистов полагает, что оба злоупотребили своими полномочиями, доверив деньги компании рухнувшему банку «Таврический». Для того, чтобы доказать свою невиновность, экс-глава «Ленэнерго» подготовил основательный доклад на 27 страницах.

Бывший топ-менеджер прибыл в здание суда с улыбкой, поздоровавшись за руку со знакомыми журналистами: его повседневная жизнь ограничена исключительно подпиской о невыезде. «Не скучно без работы сидеть, Андрей Валентинович?» – спросил его корреспондент «Фонтанки».

«А я не бездельничаю, – немного обиделся тот. – Работаю советником директора охранной компании "Балтик-Экскорт", пишу докторскую диссертацию, посвященную специфике работы бизнеса в России».

«А за тем, что происходит сейчас в "Ленэнерго", следите? За объединением с "Санкт-Петербургскими электрическими сетями?»

«Это именно то, за что я все время ратовал», – расправил плечи Андрей Сорочинский, который, по наблюдению корреспондента «Фонтанки», немного растерял былую стать за последние полтора года обысков и допросов.

Напомним, что он возглавлял «Ленэнерго» с 2010 года по январь 2015-го. Уголовное дело касается последнего года его работы, когда на фоне разрастающегося экономического кризиса Андрей Сорочинский, словно заправский биржевой маклер, размещал на депозитах банка «Таврический» миллиарды вверенной ему компании. По версии следствия, экс-директор и его финансовый заместитель не учли неустойчивого положения банка, из-за чего «Ленэнерго» не смогло вовремя вернуть 13,4 млрд рублей: в конце 2014 года Центробанк ввел в «Таврическом» временную администрацию, а потом передал его санатору – «Международному финансовому клубу» Михаила Прохорова.

ПоделитьсяПоделиться

Уже после передачи «Таврического» в руки МФК было решено, что 10,6 млрд рублей, вложенных когда-то «Ленэнерго», останутся на счетах банка до 2035 года под смехотворный процент в 0,5%. В следственной службе УФСБ по Петербургу и Ленобласти полагают, что столь невыгодные условия были приняты, в том числе, из-за действий Сорочинского и Слепова. Кроме того, как говорится в утвержденном обвинительном заключении, своими играми на рынке депозитов они поставили «Ленэнерго» на грань банкротства, поэтому крупнейшую сетевую компанию страны пришлось срочно спасать, выделив ей 32 млрд рублей из федерального бюджета.

«Сорочинский, вы признаете себя виновным?» – спросил судья Антон Крюков после того, как молодой представитель гособвинения скороговоркой напомнил основные прегрешения подсудимых. «Виновным себя не признаю, ваша честь», – немного волнуясь, ответил бывший директор «Ленэнерго» и достал из черной папки заранее заготовленную речь.

Опытный докладчик, не раз выступавший на многочисленных смольнинских заседаниях, он не спешил, интонируя смысловые моменты и делая паузы между предложениями. Правда, трибуны с водичкой в его распоряжении уже не было, поэтому, дойдя до конца очередной страницы, он по-простецки клал ее на стул рядом с собой. Суть его позиции заключается в следующем: термин «злоупотребление полномочиями» означает, что руководитель осознавал опасность своих действий. Однако Сорочинский не только не предвидел никаких тяжких последствий, а наоборот – всячески стремился извлечь максимальную выгоду для «Ленэнерго».

ПоделитьсяПоделиться

«Партнерские отношения "Ленэнерго" и банка "Таврический" возникли в далекие 1990-е годы», – рассказывал Андрей Сорочинский, намекая, что не он привел эту финансовую организацию во вверенное ему предприятие. При этом основные показатели банка были «на высочайшем уровне», что подтверждали международные и отечественные рейтинговые агентства. Еще одним признаком стабильного состояния был тот факт, что 10%-ную долю в «Таврическом» в свое время рискнул купить норвежский SpareBank 1 Nord-Norge.

«"Ленэнерго" была планово убыточной компанией», – продолжал Сорочинский, объясняя эту ситуацией политикой государства по сдерживанию тарифов. Напомним, что в уже в 2015 году Смольный получил предписание от Федеральной службы по тарифам, в котором было указано: в течение нескольких лет правительство при расчете ставок за передачу электрической энергии брало за основу показатель заявленной мощности вместо фактической. Из-за этого «Ленэнерго» недополучало выручку, а долги росли. Уже при преемниках Сорочинского сетевой компании удалось добиться резкого повышения тарифов для ликвидации полученных долгов.

А тогда, продолжал Сорочинский, приходилось зарабатывать дополнительные деньги на депозитах. В 2012 году, по данным экс-директора, «Таврический» заплатил «Ленэнерго» по процентам почти 300 млн рублей, в 2013-м – свыше 600 млн, а в 2014-м – уже 1,3 млрд рублей. При этом ставки были выгоднее, чем у ведущих российских банков: сначала – 9%, потом, в конце лета 2014 года, они выросли до 9,7%, а затем и вовсе до 12,7%. К тому же Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк попали под санкции Запада, что исключало возможность проведения внешнеторговых операций. В общем, чем больше листиков откладывал Сорочинский на стул рядом с собой, тем более радужная картина вырисовывалась: директор печется о компании, «Таврический» – тихая гавань и источник сверхприбылей.

Правда, у следствия есть контраргумент: в июне, после первой волны девальвации, «Россети» – основной акционер «Ленэнерго» – рекомендовали своим дочерним предприятиям ограничить список банков, в которых можно размещать временно свободные денежные средства. В него попали только пять ведущих финансовых организаций страны, к которым, несмотря на радужную картину Сорочинского, «Таврический» не принадлежал. Несмотря на это, «Ленэнерго» впоследствии несколько раз пролонгировало договора с банком, что, по версии стороны обвинения, является примером злоупотребления должностными полномочиями со стороны экс-директора.

ПоделитьсяПоделиться

Последний, увеличивая пачку листов на стуле, вновь не согласился со следствием. Во-первых, отметил Сорочинский, указание главного акционера касалось новых договоров, а не действующих. Во-вторых, оно относилось к «временно свободным денежным средствам», а не банковским вкладам. В-третьих, «Ленэнерго» еженедельно отправляло финансовые отчеты в «Россети», и никаких вопросов по сотрудничеству с «Таврическим» не было. А первые тревожные сигналы о проблемах банка возникли только в начале декабря 2014 года: тогда пошли задержки в проведении платежей через банк.

Сразу же, заверил Сорочинский судью, он встретился с председателем правления «Таврического» Сергеем Сомовым и потребовал восстановить платежную дисциплину. Тот, в свою очередь, сообщил, что в период с 5 по 10 декабря вкладчики забрали из банка 5 млрд рублей. Затем последовал новый удар, посетовал экс-директор «Ленэнерго», – Центробанк, борясь с паникой на валютном рынке, поднял ключевую ставку до 17%. Попытка вернуть деньги компании досрочно провалилась: в «Таврическом» Сорочинскому заявили, что они все вложены в активы. Впрочем, и здесь экс-директор попытался оправдать банк, процитировав отчет «Таврического» за 2014 год. В нем тяжелое финансовое положение банка объясняется, в том числе, такими глобальными событиями, как падение цен на нефть и санкции в отношении в России.

ПоделитьсяПоделиться

Шторм, в который попал «Таврический», закончился его санацией, а Сорочинский уже в январе на совете директоров подал заявление об увольнении, так как «чувствовал моральную ответственность за происходящее». Впрочем, нужно отметить, что, как рассказывали «Фонтанке» участники совета, об уходе его попросили представители «Россетей» и Смольного.

Уход из «Ленэнерго» в январе является козырем в защитной позиции Сорочинского. Ведь решение оставить 10 млрд рублей на 20 лет на депозитах «Таврического» было принято уже в апреле 2015 года с участием Агентства по страхованию вкладов и банка-санатора МФК. Однако Сорочинский к этому времени не руководил компанией, что он особенно подчеркнул в своей речи. Не виноват экс-директор и в том, что на спасение «Ленэнерго», по решению Владимира Путина, было брошено 32 млрд рублей федеральных денег. «Это абсурд, мои действия не были основанием для выделения этих денег», – позволил он себе эмоциональное высказывание. Ведь они пойдут на ликвидацию задолженности по технологическому присоединению абонентов, которая образовалась из-за искусственного сдерживания тарифов местными властями. «Мы тоже обращались за федеральной помощью», – отметил Сорочинский, имея в виду намерение попросить 30 млрд рублей в Фонде национального благосостояния.

ПоделитьсяПоделиться

Судья Антон Крюков, явно впечатленный подготовкой Сорочинского, попросил его приобщить доклад к материалам дела и объявил трехминутный перерыв, удалившись в совещательную комнату с телефоном в руке. Экс-директор «Ленэнерго» стал быстро собирать свои листочки в стройную стопку.

И у гособвинения, и у судьи теперь будет достаточно времени для изучения этого доклада: как выяснилось после перерыва, защита намерена подать ходатайство о проведении экономический экспертизы. Сейчас, по словам адвокатов, сумма ущерба ничем не подкреплена. На то, чтобы закончить подготовку ходатайства, они попросили несколько дней. В понедельник, 15 августа, суд соберется вновь, после чего, скорее всего, будет объявлена долгая пауза, чтобы эксперты вслед за Сорочинским могли погрузиться в мир тарифов и депозитов.

Из зала суда экс-директор выходил с улыбкой и даже позволил себе общение со СМИ. Как минимум несколько месяцев он сможет спокойно писать свою диссертацию и читать новость про параллельное уголовное дело о мошенничестве с деньгами «Таврического». По нему основными фигурантами проходят бывшие руководители банка Сергей Сомов и Дмитрий Гаркуша и экс-сенатор Александр Сабадаш. С последним Сорочинский был хорошо знаком, а некоторые даже называют Сабадаша «патроном» бывшего директора «Ленэнерго».

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close