Федор Бондарчук продаст главе «Ленфильма» Эдуарду Пичугину свою часть ТРЦ «Великан парк» у метро «Горьковская». Проект оказался неприбыльным. Случись банкротство – и режиссеру предъявят долги на сотни миллионов.
Арбитражный суд 12 августа решил исключить режиссера Федора Бондарчука из учредителей компании «КиноситиДевелопмент». Она является бенефициаром ТРЦ «Великан парк» в Александровском парке. Режиссер сам отказался от своей доли в пользу друга и бизнес-партнера Эдуарда Пичугина, выяснилось в ходе процесса. Компания окутана внушительными долгами, и выход из бизнеса мог стать страховкой от возможных претензий кредиторов, говорят эксперты.
Эдуард Пичугин обратился в суд в начале июня, потребовав исключить Федора Бондарчука из участников «КиноситиДевелопмент». По сути – принудительно выкупить у него почти половину ТРЦ «Великан парк» площадью около 16 тысяч кв. м. Уже тогда собеседники «Фонтанки» из киноиндустрии рассказывали – суд станет формальностью, между кинодеятелями нет разногласий.
Пичугин и Бондарчук дружны давно. Еще в 2008-м они запустили проект «Киносити», заявив, что за 4 года построят 122 кинотеатра в средних и малых городах России. Результаты оказались скромнее. Сейчас сеть «Киносити» насчитывает 3 площадки в Новосибирске, Туле и Оренбурге. Флагманским стал 6-ти зальный кинотеатр «Великан парк» у метро «Горьковская», открытый в 2013-м году.
Еще один повод для встреч прокатчиков – «Ленфильм». Федор Бондарчук возглавляет совет директоров киностудии, Эдуард Пичугин занимается оперативными вопросами на должности генерального директора. В июне этого года они вместе встречали на Каменноостровском президента Владимира Путина.
Прогнозы «Фонтанки» оправдались. Заседание 12 августа не стало скандальным. Чтобы принять решение судье Елене Малышевой потребовалось 10 минут. Федор Бондарчук систематически не являлся на общие собрания и наносил своим бездействием вред компании, назвала повод для иска представительница Эдуарда Пичугина. Второй формальный довод не заставил себя ждать. Весной «КиноситиДевелопмент» собиралось приобрести продюсерскую компанию «Старый город». Но Бондарчук отказался от сделки, и фирма потеряла около 500 тысяч рублей задатка.
«Возражений не имею, – с ходу согласился представитель Федора Бондарчука. – Вы же видите – 50 на 50 (имеется в виду соотношение долей Пичугина и Бондарчука – Прим.ред.) – это тупик для любого бизнеса. А если подать заявление в налоговую инспекцию со всеми нашими протоколами – это взрыв медийного пространства,.. а родственники, которые будут требовать отменить это решение»...
Судья согласилась: «Исключить Федора Сергеевича Бондарчука из числа участников ООО «КиноситиДевелопмент».
Уже за стенами зала суда представитель режиссера пояснил – тот утратил интерес к управлению компанией. «Это творческий характер затруднений. Федор Сергеевич свои деньги заработал», – ответил юрист.
Штрих к описанию стремительной тяжбе добавит финансовое состояние компании. Все имущество «Великан парка» от вывески до самого здания заложено по кредиту Сбербанка, взятого до 2024-го года, свидетельствует база СПАРК.
В залоге находятся и сами доли в «КиноситиДевелопмент» Федора Бондарчука и Эдуарда Пичугина. Имя кредитора в СПАРКе не указано. Но можно найти – в проекте участвовал совладелец компании «Адамант-строй» Александр Аксенов. Ему принадлежит четверть генподрядчика по строительству «Великан парка» – фирмы «Киносити строй».
«Пока это большой инвестиционный проект, действительно, с большими долгами. Там огромное количество кредитов, там нет прибыли», – рассказал «Фонтанке» Эдуард Пичугин. Ранее он сообщал, что в строительство кинотеатра было вложено 1,2 млрд, а в Сбербанке инвесторы позаимствовали 600 млн рублей.
При наличии крупных долгов компании часто прибегают к перераспределению долей и концентрируют всю полноту принятия решений в руках мажоритарного или единственного собственника, объясняет Кирилл Саськов, партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры». «Наиболее распространенная причина – желание одного из собственников снять с себя риски, связанные с потенциальным банкротством и продажей своего пакета по стоимости ниже рыночной, – объясняет Кирилл Саськов. – И соответствующее желание другого собственника взять на себя эти риски, чтобы после решения финансовых вопросов получить в собственность полную компанию». Кроме того, в кризисной ситуации единственному владельцу легче принимать важные решения.
Впрочем, есть и иной вариант. При риске введения банкротства один из собственников может отказаться от своей доли, чтобы уйти от возможной субсидиарной ответственности, добавляет Саськов. То есть не расплачиваться по долгам компании личным имуществом и не пятнать репутацию. Сам Эдуард Пичугин возможность банкротства «КиноситиДевелопмент» отвергает.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»