Число туристов из Южной Кореи в Петербург выросло на 80% в первом полугодии. Их количество практически сравнялось с туристами из Финляндии. Конкуренцию уже привычному Китаю готовы составить также индусы и иранцы, говорят операторы.
Азиатские туристы все больше вытесняют европейских из музеев, гостиниц и кафе Северной столицы. По данным комитета по туризму Смольного, число гостей с Дальнего и Ближнего Востока в первом полугодии росло в 2 – 3 раза быстрее, чем из европейский стран. Китай остается безусловным лидером по числу визитеров, однако Корея, Индия и Иран уверенно наращивают поток.
В первом полугодии 2016 года число туристов из Южной Кореи, посетивших Петербург, выросло на 80%, что позволило этой стране попасть в пятерку, поставляющую Северной столице наибольшее количество гостей. По данным комитета по туризму Смольного, полученным от УФМС, в петербургских гостиницах зарегистрировалось около 20 тысяч корейцев, прибывших в Петербург по туристической визе. Это в 6,5 раза меньше, чем китайцев (133 тысячи), однако от более традиционных европейских направлений отставание совсем незначительное. К примеру, из Финляндии в Петербург в январе – июне приехала 21 тысяча человек, из Франции – 21,3 тысячи, из Германии – 25 тысяч.
По словам участников рынка, популярность Петербурга среди корейцев объясняется в первую очередь упрощенными правилами въезда. Так, с 2014 года граждане Корейской Республики могут находиться без визы на территории РФ в течение двух месяцев. «Почему такой рост произошел именно сейчас, сказать сложно. Но думаю, что в значительной степени распробовать российское направление помог обвалившийся рубль», – считает Екатерина Шадская, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии. Способствует популярности и наличие прямого авиасообщения между Петербургом и Сеулом: компания Korean Air с 2015 года выполняет три рейса в неделю с апреля по октябрь.
На пороге входа в десятку крупнейших поставщиков туристов в Северную столицу также оказались Индия и Иран, увеличившие поток в два раза – до 9 и 5 тысяч человек соответственно. «Думаю, на следующий год их число возрастет еще больше», – отмечает Екатерина Шадская.
«Число запросов на размещение из Кореи, Ирана и Индии в этому году существенно выросло», – подтверждают в отеле «Гельвеция». Однако на числе постояльцев это не сказалось. «Они хотят более дешевую цену, чем готовы платить европейцы, поэтому мы предпочитаем работать с традиционными для нас партнерами», – прокомментировали в компании.
При этом число комнато-ночей, занимаемых китайцами, выросло в три раза по сравнению с 2015 годом за счет индивидуальных путешественников. «Гости бронируют отель через электронные системы, а цены в системах высокие. Но их это не смущает, а нас радует», – отмечают в «Гельвеции». Впрочем, китайский туризм тоже начинался с дешевых групповых туров, так что Корея, Индия и Иран имеют все шансы выйти на стабильный поток.
Увеличение числа посетителей с Востока станет долгосрочным трендом, и туристическому бизнесу Северной столицы следует быть к этому готовым, считает Екатерина Шадская. «Безусловно, среди таких туристов есть запрос на привычную им кухню. Пока гостиницы не вводят ее в меню, как это происходит с Китаем, поскольку поток не настолько велик. Но индийские и корейские рестораны вполне могут стать новой нишей на рынке общепита», – считает она.
Всего, по данным Смольного, в первом полугодии Петербург посетили 825 тысяч иностранцев, из них 419 тысяч – с туристическими целями. Однако реальное количество гостей может быть выше, поскольку статистика отелей, предоставляемая в УФМС, не учитывает сведения о туристах, которые располагаются в иных средствах размещения, к примеру апартаментах, или приезжают без ночевки.
Из европейских стран в первом полугодии больше всего гостей в Петербург приехало из Германии (+38% к прошлому году), Франции (+41%) и Финляндии (+3%). А вот число турецких посетителей упало в 20 раз — с 10 тысяч до всего 533 человек, что логично – после «удара в спину» у турков начались проблемы с визами.
Любопытно, что, несмотря на общую тенденцию к росту числа туристов, за первое полугодие пассажиропоток в Пулково упал на 6,5%, до 5,6 млн человек, а морских круизных и паромных судов — на 4%, до 328 тысяч человек. Однако, по словам участников рынка, это расхождение может объясняться тем, что значительное число гостей прибывает в Северную столицу через Москву.
Увеличение турпотока сопровождалось ростом заполняемости гостиниц и, как следствие, цен на услуги размещения. «Все сегменты рынка Санкт-Петербурга показали в 1-м полугодии рост средней цены и доходности на номер более чем на 14%», – отмечают в консалтинговой компании JLL.
По данным РСТ, гостиницы уже уведомили операторов о повышении цен на 15 – 35% в следующем сезоне. По мнению Екатерины Шадской, такой рост тарифов снизит привлекательность Северной столицы для гостей, ориентирующихся на дешевые туры. В их число входят не только жители стран, но и туристы из других российских регионов. «У операторов сомнения, поедут ли они с такими ценами», – говорит она.
Игроки, работающие с внутренним туризмом, ощутили сокращение спроса уже в этом году. «Поток сократился на 30%», – прокомментировали в «Невском туре».
Однако в Смольном полагают, что, с учетом индивидуальных путешественников по итогам полугодия, число гостей из российских регионов выросло на 10%. По итогам 2016 года общее количество туристов, посетивших Северную столицу, может достичь 7 млн (для сравнения: в 2015 году Петербург посетило 6,3 млн гостей, из них 2,8 млн – иностранцы).
По мнению Андрея Мушкарева, еще больше нарастить поток помогут интересные пакетные предложения в низкий зимний сезон. «Например, для гостей из Азии и арабских стран мы готовим пакет «роскошный Петербург» – пятизвездочный отель на пять дней с возможностью посещать запасники Эрмитажа», – пояснил он. Для европейцев, по мнению главы комитета по туризму, будут актуален уик-энд в Северной столице с посещением рождественской ярмарки и масленицы, для россиян – трехдневные туры с размещением эконом-класса.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»