Попытка Федерации профсоюзов застроить Речной яхт-клуб срывается из-за противодействия Смольного. Мечтая о летней Олимпиаде, город намерен превратить яхт-клуб в центр водного спорта.
Смольный намерен поставить крест на 6-миллиардном проекте застройки Речного яхт-клуба на Петровской косе. «Учитывая планы по участию Петербурга в заявочной компании как города-кандидата для проведения летних Олимпийских игр», Ленинградскую федерацию профсоюзов настраивают на расставание с участком. Арбитром конфликта Смольного с главой ЛФП Владимиром Дербиным и найденным им инвестором из команды Игоря Яковлева, по всей вероятности, станет суд.
15 августа ЛФП обратилась в суд с требованием к комитету по градостроительству и архитектуре выдать градплан для Речного яхт-клуба на Петровской косе. Без этого документа организация не может согласовать концепцию развития территории и приступить к проектированию.
«Мы обратились за градпланом в начале лета. По закону, документ должны выдать в течение 30 дней, но нам отказали по формальным причинам», – говорит председатель ЛФП Владимир Дербин.
Территория яхт-клуба способна заманить любого девелопера. Почти 13 га на берегу Финского залива с просторной гаванью и минимальной советской застройкой. Смольный считает ее своей – формально участок находится в городской собственности. В ЛФП настаивают – с 1930-х годов яхт-клубом управляли профсоюзные организации. Земля оформлена в бессрочное пользование Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов, совместного учреждения ЛФП и головной организации – Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Все постройки, кроме причалов и здания-памятника – деревянного дома управляющего «Ропс и Ко», – после многолетней битвы со Смольным в судах и кабинетах Росреестра тоже оказались в собственности Речного яхт-клуба.
Закрыв имущественный вопрос, в январе этого года профсоюзы, наконец, предали огласке свое видение будущего яхт-клуба. Вместе с новыми эллингами, зданием школы и реабилитационным комплексом для спортсменов на его территории должна появиться прогулочная набережная с кафе и магазинами, гостиница и spa-комплекс. 6 млрд инвестиций в проект готов вложить «ЭкоХолдинг», занимающийся строительством элитных домов на Каменном и Крестовском.
Основной владелец «ЭкоХолдинга» – Вадим Епишин. В яхт-клубе он уже почти что свой. В беседе с «Фонтанкой» – свободно отвечает на вопросы об арендных ставках и прибыльности, а точнее убыточности предприятия.
– Через сколько лет вы рассчитываете окупить вложения?
– В лучшем случае, через 12, – отвечает Епишин.
– В чем тогда ваш интерес?
– А зачем мы поддерживаем фонд бокса, дотируем теннисные корты на Елагином острове? Я хочу сделать хорошее, удобное место и получить моральное удовлетворение.
Епишин – бизнесмен из окружения Игоря Яковлева, сына бывшего губернатора Петербурга. Вместе они были соучредителями УК «Бизнес-контакт» и поставщика карьерного песка «Экострой». Их объединяют и общие бизнес-партнеры Олег Котляревский и Владимир Викторович Челюскин. В 1990-е имя Александра Викторовича Челюскина связывали с «малышевскими».
«ЭкоХолдинг» намеревался приступить к проектированию новых зданий яхт-клуба этим летом, а в следующем году — начать работы. Ночные клубы и кафе, работающие рядом с мариной, уже предупредили о предстоящем выселении с 1 октября.
Однако, по-видимому, планы компании оказались слишком оптимистичными. В борьбу за территорию Петровского острова включился комитет по спорту, имеющий свое представление о развитии клуба без дорогих гостиниц и spa.
«К сожалению, представляемая профсоюзными организациями концепция развития участка не может быть поддержана комитетом по физической культуре и спорту. Площади ряда капитальных объектов необоснованно завышены. Таким образом, в случае реализации проекта существует риск утраты данной территории для развития спорта», – считает первый зампред ведомства Николай Растворцев.
Речной яхт-клуб – последняя площадка, где город может создать полноценный центр парусных и водно-моторных видов спорта, считают в комитете. Смольный предлагает построить эллинги для хранения и ремонта судов, новые причалы и слипы для спуска лодок, центр физподготовки с бассейном. А в дополнение – медико-восстановительный центр, бассейн для тренировки яхтсменов, площади для проживания иногородних спортсменов и павильон для награждений и официальных мероприятий. Всего 22 тысячи «квадратов».
По предложению города, из существующих построек должны остаться только главное здание 1980-х годов и деревянный дом-памятник. В нем предлагают открыть музей истории парусных видов спорта.
По заданию комитета уже готовится новый проект планировки территории клуба. «Он проходит согласования и будет выставлен на публичные слушания», – сообщил «Фонтанке» глава КГА Владимир Григорьев.
Новый проект может поставить крест на коммерческих планах Федерации профсоюзов, но это не станет победой Смольного. По закону, изъять участок из бессрочного пользования можно только доказав, что он используется не по назначению. Поводом для этого как раз и могут стать рестораны и клубы, гудящие по ночам на оконечности острова.
«Потенциал территории почти не используется. Фактическое использование участка не соответствует виду его разрешенного использования», – говорит Николай Растворцев.
В ЛФП парируют – за счет арендных доходов яхт-клуб содержит бесплатную детскую школу, предоставляет лодки ветеранам и спортсменам и содержит территорию. В прошлом году был зафиксирован убыток в 2 млн рублей, утверждает Владимир Дербин. «Комитет имущественных отношений требует от нас отказаться от права бессрочного пользования. Мы, естественно, на это не пойдем. Есть арбитражные суды», – говорит он.
И это не единственная препона планам администрации. Вторая по значимости – дефицит бюджета. Реконструкция в два раза меньшей гребной базы «Знамя» на Крестовском острове обойдется городу, предварительно, в 800 млн. В обновление Речного яхт-клуба придется влить миллиарды.
Впрочем, казалось бы, где почва конфликта? Профсоюзы и Смольный ратуют за развитие российского спорта, есть чудо-инвестор, готовый поступиться прибылью ради благого дела. Тем более Николай Растворцев давно знаком с Владимиром Дербиным. В начале 2000-х оба работали в смольнинском комитете по труду. Дербин – его возглавлял и был вице-губернатором города. Растворцев – по сути, был главой его аппарата. Спустя 15 лет бывшие коллеги оказались по разные стороны баррикад.
Вопрос — в разделе участка, поясняет гендиректор ЗАО «Трест Севзапкурортстрой» Сергей Тихомиров, знакомый с ситуацией в ЛФП. Смольному принадлежат набережные вдоль всей береговой кромки яхт-клуба, профсоюзам — большая часть зданий в глубине территории. Кому достанется выход к воде и большая часть яхт-клуба в такой ситуации?
«У Федерации профсоюзов отсутствует финансирование, чтобы выкупить этот участок. А город понимает, что инвесторов на такой некоммерческий проект нет. Вот эта ситуация и «висит» уже много лет», – говорит Сергей Тихомиров.
В борьбе ЛФП со Смольным есть и третья сторона — Санкт-Петербургский парусный союз. Его возглавляет Сергей Алексеев, вице-президент ООО «Экспофорум-Интернэшнл» и экс-совладелец «Ленэкспо». В компаниях строили планы застройки закрытого клуба ВМФ в Галерной гавани, со скандалом приватизированного Минобороны. А 4 года назад – вели переговоры и о покупке Речного яхт-клуба, оцененного в миллиард рублей.
В начале этого года Петербургский парусный союз резко раскритиковал концепцию Владимира Дербина, а к лету инициировал и разработку собственной. Бюро «Хвоя» предложило превратить яхт-клуб в аналог «Новой Голландии» – построить открытый бассейн для плавания и тренировки яхтсменов, пешеходные галереи, стоянки для машин. А также — выделить место для общественных мероприятий — лекций, пикников и фестивалей.
Концепцию направили губернатору и главе КГА Владимиру Григорьеву. Но больше о ее будущем вестей не поступало.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»