В ближайшие пять лет в Петербурге планируется создать новые вертодромы и посадочные площадки, а небольшие самолеты и вертолеты должны летать над городом в три раза чаще. Эти меры предусмотрены программой развития авиации общего назначения, подписанной губернатором Георгием Полтавченко 25 августа.
К авиации общего назначения относятся не осуществляющие коммерческие воздушные перевозки гражданские суда. На сегодняшний день в Северной столице зарегистрировано 95 таких самолетов и вертолетов, преимущественно зарубежного производства (Cessna, Eurocopter, Robinson, Agusta, Bell и другие). Большая часть их базируется на аэродроме «Гостилицы» и в «Пулково».
По прогнозам Смольного, увеличение нагрузки на единственный международный аэропорт города потребует создания аэродрома, обеспечивающего обслуживание легких и сверхлегких воздушных судов, в том числе прибывающих из-за рубежа. Наиболее перспективными для этих целей чиновники считают бывший военный аэродром «Горелово» в Красном селе и посадочную площадку «Бычье поле» в Кронштадте. Также должны быть задействованы 42 существующие посадочные площадки для вертолетов и созданы 7 новых.
«Несмотря на большой потенциал авиации общего назначения, в настоящее время данный сегмент принимает незначительное участие в решении общественно значимых задач Петербурга – поисково-спасательных и других мероприятиях», – отмечается в программе. Для его развития предлагается к 2020 году в три раза увеличить количество общественно значимых мероприятий с добровольным участием воздушных судов «малого флота» – ежегодно для детей и молодежи должно проводиться не менее 86 спортивно-массовых праздника районного и городского уровня, направленных на популяризацию авиационной отрасли.
Государственное финансирование новой программы не предусматривается. Вместе с тем планируется ввести льготы по транспортному налогу на сверхлегкие, легкие, раритетные воздушные суда, по земельному налогу в отношении используемых под аэродромы, вертодромы и посадочные площадки участков, а также снизить для них арендную плату. Для увеличения количества полетов малой авиации Смольный обещает упростить выдачу разрешений на использование воздушного пространства над городом (пока ежегодно выдается всего 70 таких документов). В целях обеспечения безопасности петербуржцев должен осуществляться мониторинг использования воздушного пространства на высотах ниже 450 метров.
Отметим, что накануне подписания новой программы проблемы малой авиации обсуждались в программе «Экипаж» на канале «Фонтанка.Офис». В частности, совладелец аэродрома «Гостилицы» Олег Федоров указал на непонятные требования законодательства, которые «не преодолеть нормальному человеку», а также отсутствие учебной базы для обучения пилотов-любителей.