Пенсионерка в Купчино узнает курс евро на трамвайной остановке. Из маршрутки полицию вызовут по wi-fi. Смольный заплатит 28 млн рублей тому, кто нарисует транспорт будущего.
Петербург объявил конкурс на прототип общественного транспорта. Чиновники готовы заплатить 28 млн рублей, чтобы им дали помечтать. В требования включены напичканные информацией остановки, семирукие водители, сверхточный учет пассажиропотока и необходимость знать, что пассажир Вася Иванов оплатил проезд в автобусе Пети Федорова. Ноу-хау имеет подтекст. Инвестор получит свой процент сверх тарифа.
Амбициозные претензии Смольного на транспорт «Фонтанка» недавно прогнозировала. Комитет по информатизации и связи (КИС) разместил на сайте госзакупок документацию по созданию транспорта будущего. Аукцион называется «Вторая очередь комплексной информсистемы управления городским пассажирским и пригородным транспортом» (КИСУ). За прототип правительство Петербурга готово заплатить 28 млн рублей.
Обновление транспортной системы обсуждалось давно, и в первую очередь ассоциировалось с интересом столичной группы компании «Штрих». В настоящее время она тестирует свое оборудование в Петербурге, за перезагрузку системы ответственным назначен считающийся близким к ней замдиректора «Организатора перевозок» Максим Эмм, а профильные совещания в Смольном проходят в присутствии вице-президента ВТБ Игоря Зубкова – ключевого акционера «Штриха». Техническое задание объявленного КИСом аукциона во многом повторяет параметры оборудования этой компании. Ну, и именно с тандемом ВТБ-»Штрих» связывают резкий рост стоимости желаемой системы. В прошлом году говорили о 1,2-1,6 млрд рублей, теперь называются суммы до 12 млрд.
Отчасти объяснение ценнику можно отыскать в конкурсной документации на прототип. Складывается ощущение, что ее авторы руководствовались народным принципом «впихнуть невпихуемое».
Сейчас, судя по опубликованной документации, автобусы-трамваи-троллейбусы катаются от остановки до остановки неприкаянные. Непонятно, когда их ждать, неизвестно, кто окажется за рулем, и тем более тайна, хватит ли транспорту топлива до конечной остановки. А вот что будет.
На всех пунктах, где пересекаются маршруты наземного, подземного, железнодорожного и водного транспорта, размещаются информационные стойки. Они покажут курс валют (доллар/евро), краткую историческую справку об улицах, остановках, зданиях, главные новости часа, метеопрогноз, сообщения о ЧС.
Концепция подразумевает создание интернет-портала. Попавшие в него рискуют не выбраться. Смольный требует объединить карту транспорта с учетом пробок, расписания поездов, самолетов, судов, метро, наличия транспорта с низким полом. Дистанционное пополнение проездных, хранение истории поездок, возможность прокладки маршрута – в наличии. И все это – на русском, английском, немецком, французском, итальянском, китайском, испанском, японском языках.
Судя по предъявленным требованиям, концепт разрабатывался автономно от существующих решений. В их числе, судя по всему, и «умная» остановка от крымской компании «Городские инновации», где лаконизм дизайна сочетается с достаточной полнотой услуг и информации на мониторе, и разработка ИТМО с функцией оплаты проезда по SMS или звонку.
Чтобы заработать 28 млн от Смольного, надо быть истым дипломатом, потому что о предоставлении данных надо договариваться. В единую систему должны быть сведены ограничения движения, ремонт и загруженность дорог, видео с камер наблюдения, данные о платных парковках (тарифы и наличие свободных мест), местоположение водных судов, реализация проездных в метро, сбои электричек, расписание поездов, самолетов и их вместимость, данные о водителях общественного транспорта. Навыков дипломатии потребует и разработка мобильного приложения. Оно должно быть совместимо с системой оплаты проезда в метрополитене (а подземка работает по своей системе учета). И о водителях: о них все должны знать, но и у них есть права. Кабины должны быть оборудованы двумя-тремя видами связи, чтобы вызвать полицию, в частности, по wi-fi.
Это было лирическое отступление. Вернемся к обязанностям. О том, что в Петербурге водитель маршрутки может одновременно держать руль, болтать по телефону, принимать плату за проезд, выдавать билет, смотреть в зеркало заднего вида, ругаться или брататься с попутным водителем, переключать коробку передач, сигналить, жать на газ или тормоз, отвешивать комплименты девушкам-пешеходам, требовать передачи за проезд, – знают многие. К этим функциям добавляется тотальная информированность. Водитель должен знать следующее:
– количество пассажиров, не оплативших проезд;
– количество пассажиров, оплативших проезд;
– отклонение от графика движения;
– напоминание об оплате;
– смену тарифов;
– временные изменения маршрута;
– закрытие станций метро;
– время до конца поездки.
Все это будет отражено на дисплее бортового компьютера и информационного табло при звуковом сопровождении. А еще водителя обяжут поддерживать текстовую и голосовую связь с диспетчером, отправлять сообщения о чужих ДТП на маршруте (и одновременно отмечать точку на карте), о собственных ДТП, поломках, драке в салоне. Ему в ответ придут маршрут движения с учетом дорожной обстановки, прогнозное время прибытия на остановку, статус отставания или опережения, рекомендованная скорость движения, отклонение в давлении шин и уровень топлива.
В разоблачении безбилетников помогут датчики учета пассажиропотока. Они должны обнаруживать не меньше 95 процентов входов-выходов (тестируемые образцы сейчас показывают 12 %) и записывать лица на камеру. Срок хранения – сутки и дольше. Каждое несоответствие между вошедшими и проведенными в салоне транзакциями – пикающий звук. (В городах, где эта система опробована, пассажиры приходили в бешенство: система не отключается, пока все до единого не предъявят проездные).
Датчики учета пассажиропотока устанавливают для избавления от кондукторов. Но в концепции Смольного учтены и датчики, и кондукторы.
Валидаторы модернизируют до приема банковских карт MasterCard PayPass и VISA PayWave. Встроенный сканер с поддержкой QR-кодов расширит возможности.
Поставят и автоматы продажи разовых билетов. Они должны содержать не только купюро-, но и монетоприемник емкостью не меньше тысячи монет. Техзадание разрешает выдачу двумя номиналами монет.
В Смольном решили существенно усложнить систему получения данных о транзакциях. В настоящее время информация аккумулируется в компьютерах автобусных парков и раз в месяц пересылается в «Организатор перевозок». В новом техзадании прописано: «Должна быть обеспечена возможность автоматического получения данных… Транзакции гашения билетов должны быть привязаны к геоданным в момент совершения транзакции, к идентификатору транспортного средства, к водителю, к маршруту, к перевозчику». Не иначе как в Петербурге появится рейтинг эффективности водителей.
Корректность расчетов и оптимизм властей могут вызывать сомнения. Концепция КИСУ рассчитана из данных на 2013 год. Например, чиновники учитывали количество подвижного состава свыше 4000 единиц. В настоящее время он, по данным комитета транспорта, насчитывает 6500. Остановок в Петербурге больше 7000. По состоянию на июль 2016-го информационными табло, показывающими время прибытия транспорта, оборудованы 109.
Ввод новой КИСУ запланирован на четвертый квартал 2017 года.
Впрочем, Смольный, объявляя тендер, тратами на внедрение насыщенной системы не рискует. Он официально прописал в документации идею государственно-частного партнерства сроком до семи лет. За систему заплатит инвестор. Взамен он получит право на свой процент с каждой транзакции. Правительство, субсидируя общественный транспорт на 25-30 млрд рублей ежегодно, вряд ли согласится нести дополнительное бремя. В конце концов, конечными потребителями предлагаемого ноу-хау станут пассажиры.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»