На проектирование станций метро в Пулково, у Смольного и «Балтийской жемчужины», а также первой очереди «кольцевой» потратят полмиллиарда. Но увидят их горожане нескоро.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга объявил четыре тендера на проектирование новых станций метро. Общая сумма контрактов – 460 млн рублей. Победитель должен будет провести инженерные изыскания и дать варианты по трассировке первой очереди «кольцевой» линии от «Большого проспекта» до «Лесной-2», продолжения «красной» ветки от «Проспекта Ветеранов» до Пулково и расширения строящейся Калининско-Красносельской линии.
Город не занимался проектированием самого востребованного вида городского транспорта два года. Последний масштабный замах был сделан в 2014 году, когда были объявлены пять тендеров на проведение инженерных изысканий в местах расположения будущих станций. За 1,5 млрд рублей нужно было сделать первые шаги к строительству Адмиралтейско-Охтинской линии от «Суворовской-2» до «Индустриального проспекта», продолжения пятой ветки до «Коломяжской». Однако затем конкурсы были отменены по распоряжению вице-губернатора Марата Оганесяна, но с обещанием повторно объявить их в начале 2015 года.
Иногда случается, что чиновники не исполняют свои обещания, а тем более что весной 2015-го Оганесян неожиданно покинул Смольный. К подготовке заделов под будущие станции город вернулся только сейчас, причем часть объявленных конкурсов практически идентична тем, которые когда-то отменял Марат Оганесян. Так, за 175 млн рублей нужно будет подготовить предварительный проект первой очереди «кольцевой» линии, которая свяжет Васильевский и Петроградский острова с Выборгской стороной. Всего – пять станций: «Большой проспект-2» (переход на четвертую линию). «Василеостровская-2» (переход на третью), «Спортивная-2», «Петроградская-2», «Кантемировская» и «Лесная-2» (переход на первую ветку).
Именно этот участок «кольцевой» считается самым востребованным: сейчас, чтобы попасть с «Василеостровской» на «Спортивную», нужно сделать целых две пересадки. Хотя эти станции расположены рядом друг с другом. Отметим, что «Большой проспект-1» сейчас уже строится на пересечении 24-25-й линии и Большого проспекта: как ожидается, станция будет введена в строй в конце 2019 года. «Кантемировская» будет находиться в районе одноименной улицы. Остальные вестибюли будут примыкать к уже существующим. А в случае со «Спортивной» уже даже есть перроны, с которых пассажиры будут садиться в поезда «кольцевой»: это неиспользуемые посадочные платформы на нижнем и верхнем ярусе действующей станции пятой линии.
Еще два конкурса, объявленных комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, касаются продолжения Калининско-Красносельской линии на юг и на север. Первый отрезок ветки от «Юго-Западной» до «Путиловской» (пересадочная на «Кировский завод») сейчас неспешно строит «Метрострой». К лету 2017 года из экспертизы должен выйти проект по еще четырем станциям – «Броневой», «Заставской», «Боровой» и «Каретной», последняя будет пересадочной на «Обводный канал». Весь отрезок власти обещают ввести к 2022 году.
Параллельно в Смольном решили готовить задел под следующие очереди Калининско-Красносельской линии. За 60,5 млн рублей нужно подготовить предпроект по продлению ветки от «Юго-Западной» до жилого комплекса «Балтийская жемчужина». Здесь будут находиться две станции – «Брестская» (в районе пересечения Ленинского с Брестским бульваром) и «Петергофское шоссе» (в районе «Балтийской жемчужины»). Еще 170 млн рублей выделяют на трассировку и инженерные изыскания в районе северного продолжения Калининско-Красносельской линии.
Северное продолжение будет состоять из пяти станций. Сразу за «Каретной» будет находиться «Лиговский проспект-2». Далее еще одна станция появится рядом с Московским вокзалом. Ее рабочее название – «Знаменская», с нее можно будет пересесть на «красную» и «зеленую» линии. Отсюда метро пойдет в район многочисленных Советских улиц, который сейчас изолирован от подземки. Здесь, в соответствии с планами города, должны появиться «Суворовская» (в районе комплекса «Невская ратуша») и «Смольная» (на площади Пролетарской Диктатуры). Далее из правительственного квартала метро нырнет к народу – в Калининский район, где будет находиться станция «Полюстровский проспект».
Наконец, комитет по развитию транспортной инфраструктуры ищет подрядчика для подготовки предпроекта продолжения первой линии от «Проспекта Ветеранов» к аэропорту Пулково. В соответствии с техзаданием, общая протяженность перегонного тоннеля составит 6,3 км, при этом промежуточная станция будет только одна – «Ульянка» (между Ветеранов и Народного Ополчения в районе парка «Александрино»). Хотя ранее, например, говорили о необходимости остановки в Авиагородке.
Эту ветку Смольный начинал проектировать еще в 2013 году, но тендер был отменен все тем же Маратом Оганесяном под предлогом, что пока в бюджете нет денег на дорогостоящее строительство. С тех пор правительство уже отказалось от идеи протянуть подземку в аэропорт, сделав ставку на скоростную электричку «Аэроэкспресс». «Проектировщик должен будет рассчитать перспективные пассажиропотоки и примерную стоимость объекта. На основании этого уже будет проведен анализ, нужно ли тянуть метро в аэропорт или нет», – говорят в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. В связи с этим, по словам собеседника в Смольном, конкурс по подготовке предпроекта линии до Пулково не отменяет намерений по строительству «Аэроэкспресса». Бюджету ответ на вечный вопрос: «Быть или не быть?» обойдется в 59 млн рублей.
На выполнение работ по всем четырем конкурсам, объявленным Смольным, дается один год. По итогам подрядчик – а скорее всего, это будет институт «Ленметрогипротранс» – должен будет сдать заказчику результаты инженерных изысканий, данные по текущему и перспективным пассажиропотокам, а также список земель, подлежащих изъятию. Строить сами станции на основании этой информации нельзя: она будет основой для подготовки полноценной проектно-сметной документации.
А вот сметы будут считать только тогда, когда будет четкое понимание: есть в бюджете деньги на конкретную линию или нет. До 2018 года город не планирует начинать строительство новых объектов. Сейчас «Метрострой» одновременно возводит четыре ветки, включая объект чемпионата мира по футболу – продолжение Невско-Василеостровской линии до «Новокрестовской» и «Беговой». Потом основные силы будут брошены на то, чтобы к 2022 году сдать первую очередь Калининско-Красносельской линии за 100 млрд рублей.
Даже если одну из веток решат строить после 2018 года, сначала нужно будет подготовить проектно-сметную документацию. Обычно этот процесс занимает до трех лет. После этого – строительство, а это еще минимум четыре года. Таким образом, при самом благоприятном сценарии мы увидим вышеперечисленные станции лишь во второй половине 2020-х годов. При этом у Смольного уже давно пылятся на полках готовые проекты новых веток метро, которые также нужно строить. Это продолжение третьей линии от «Беговой» до «Зоопарка», четвертой от «Большого проспекта» до «Морского фасада» и пятой от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта». Так что, возможно, ту же «кольцевую» поставят в очередь на далекую перспективу.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»