На 138 избирательных участках в Петербурге 18 сентября будут использовать электронные урны для голосования. «Фонтанка» узнала, как самые отчаянные председатели участковых избирательных комиссий могут обмануть компьютер и кто в этом обмане заинтересован.
Один из участников муниципальной избирательной кампании, проходившей в городе Ломоносов Петродворцового района в 2015 году, рассказал «Фонтанке», что при тестировании комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов), используемых тогда, была обнаружена уязвимость, влияющая на результат голосования, а следовательно, и на результат выборов. О технологии, воспользоваться которой могут и в этот раз, рассказывает «Фонтанка» с целью предотвращения вероятных нарушений.
По словам собеседника издания, год назад выяснилось, что фотоэлемент электронных урн настолько чувствителен, что любая точка, поставленная максимально близко к границе клетки, в которой ставится галочка за определенного кандидата, фиксируется машиной как волеизъявление избирателя. «Тогда (в 2015 году. — Прим. ред.) было протестировано много разных хитростей: и прозрачные чернила, и ультрафиолет, и что только ни пробовали. Сработали только точки», – рассказывает пожелавший остаться неназванным член одной из избирательных комиссий.
Описанная им «технология точек» предполагает, что примерно треть бюллетеней должна быть отмечена таким образом: в поле напротив «нужного» кандидата ставится едва заметный пиксель, похожий на типографский брак. Компьютер воспринимает эту точку как волеизъявление в его пользу. Если избиратель голосует за этого кандидата, то ничего не меняется, компьютер воспринимает и точку, и галочку избирателя как единое целое и засчитывает бюллетень. А если избиратель ставит галочку в другое окошко (за другого кандидата), то КОИБ считает бюллетень недействительным, так как волеизъявление выражено дважды. «Заметить это сложно, ведь на выборах часто кто-то приходит и портит бюллетень», – добавляет источник. Согласно его сведениям, пачку с краплеными бюллетенями кладут отдельно и выдают невнимательным гражданам, например пенсионерам.
Нехитрый расчет показывает: если треть бюллетеней будет отнимать голоса у других кандидатов в пользу «нужного», то результат выборов практически предрешен, и на волеизъявлении граждан можно поставить символическую точку.
Собеседник «Фонтанки» также сообщил, что точки в бюллетенях может поставить только председатель участковой избирательной комиссии, по его мнению, рядовой член на это не решится, по крайней мере, если он не в сговоре с главой УИКа. Крапление на муниципальных выборах-2015 делалось в субботу, за день до голосования: «Комиссии получали бюллетени в ТИКе, затем их увозили с полицией на участок. Но сотрудники правопорядка должны были охранять бюллетени только от внешних факторов: для них главное, чтобы их не украли. В работу комиссий с бюллетенями они не вмешивались».
Другой собеседник «Фонтанки» из горизбиркома интерпретирует эту историю на выборах в Ломоносове несколько иначе. По его версии, технологию действительно изобрели накануне выборов 2015 года, но, как только о ней узнали в Горизбиркоме, тут же дали команду пресечь возможные фальсификации.
Ныне председатель ТИКа № 8 Инесса Коновалова, возглавлявшая во время муниципальной кампании один из избирательных участков, в разговоре с «Фонтанкой» точки тоже вспомнила: «Тогда поступила информация из вышестоящей комиссии о том, что есть бюллетени с типографским браком и нужно проверить их. Я все перебрала и нашла 10 таких — с точками. Крапления были в одном и том же месте в клеточке, точь-в-точь как типографские, вряд ли это кто-то рисовал», – добавила она.
«Фонтанка» задала вопрос о «технологии точек» кандидатам от разных партий в нескольких округах Санкт-Петербурга, и один из них, бывший член партии власти, ныне кандидат от «Справедливой России» на Васильевском острове Максим Долгополов, признался, что знает о такой потенциальной угрозе избирательному праву. В разговоре с корреспондентом он не сообщил, откуда у него такое знание, однако пообещал, что в целях предотвращения подобного рода фальсификаций выставит тщательное наблюдение на избирательных участках.
Информация о «методе точек» может быть актуальной для кандидатов, баллотирующихся в пяти округах Петербурга. Всего на выборах-2016 в Петербурге КОИБы будут использовать на 138 избирательных участках. На 90 процентов они покроют избирательный округ №19, частично расположенный в Красносельском и Петродворцовом районах. Кроме того, электронные урны охватят весь Кронштадт (часть округа №10, включающего также Курортный район). А также будут установлены на пятой части Васильевского острова (округ №4). КОИБами оснастят все участки в МО "Автово", где будут проходить еще и местные выборы. Следовательно, масштаб возможного вмешательства в процесс голосования может быть достаточно ощутим для значительной части города.
Член горизбиркома Дмитрий Краснянский в разговоре с «Фонтанкой» усомнился в возможности влияния с помощью точек на результат обработки бюллетеней машиной, но пообещал, что поднимет этот вопрос на заседании ГИК: «По идее, единственное, как можно противостоять этой технологии, — это тщательно проверять все бюллетени. На участке их 3 тысячи. Соответствующую рекомендацию можно было бы дать наблюдателям».
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»
P.S. «Фонтанка» расскажет накануне выборов о том, как выявить и пресечь возможные фальсификации на избирательных участках. Это поможет в подготовке наблюдателей, в исполнении указания президента о честности предстоящих выборов, и убережет от уголовного преследования членов избирательных комиссий, среди которых, как правило, работники бюджетной сферы: учителя и директора школ, социальные работники.