Директор школы № 29 рассказала «Фонтанке» о своем увольнении. В это время сотни родителей и учителей писали депешу Путину с просьбой не допустить развала одной из лучших школ Петербурга.
Перед началом учебного года из школы № 29 уволили директора Анаит Тотолян. Приказ о прекращении полномочий принесли в здание на Малом проспекте Васильевского острова 25 августа. Сразу после разлетевшейся путем сарафанного радио новости в школе собрались четыре сотни возмущенных родителей, педагогов и выпускников. Что послужило этому причиной, разбиралась «Фонтанка».
В актовом зале школы № 29 с юридическим уклоном и углубленным изучением французского языка 6 сентября проводили родительское собрание. «Мы не согласны с решением районной администрации и думаем подавать в суд в связи с оскорблением чести и деловой репутации», – заявил собравшимися член управляющего совета школы, отец одного из учеников школы № 29 Дмитрий Кувайкин под одобрительный гул битком набитого зала. Активный родитель продолжал: «Администрация района объяснила, почему увольняют нашего директора, но эти объяснения лишь отчасти совпадают с правдой, а то и вовсе не соответствуют действительности».
Мужчина взял распечатанную публикацию «Фонтанки» с комментарием администрации Василеостровского района и начал перечислять по пунктам. «В администрации говорят о множественных нарушениях, но ведь в январе прошлого года в школу приходила инспекция труда, и у них возникло только одно замечание. Оно заключалось в том, что поликлиника, проводившая осмотр педагогов, выдала акт в ненадлежащей форме».
«А при чем здесь поликлиника?» – спросил кто-то из зала.
«А при чем здесь школа, скорее так нужно ставить вопрос, – продолжил Кувайкин. – Или вот в марте проходила проверка комитета по образованию. Они нашли единственное серьезное нарушение: обеды в школьной столовой были оплачены в том числе и за тех, кто отсутствовал. Ущерб в 183 тысячи после этого возместил сотрудник, за это отвечавший. А в документах так и написано: нарушение произведено вопреки распоряжению директора. Школу уже один раз наказали, зачем еще раз? Не Олимпийский же комитет?»
В зале гудели пуще прежнего. Родители обсуждали сарказм выступающего, увольнение директора, кто-то, уже слышавший контраргументацию, просто отвлеченно болтал. «Или вот директора обвиняют в неправомерном осуществлении авансовых платежей, но ведь по 44 ФЗ аванс можно выплачивать, только если это прописано в госконтракте, иначе управление финансов это не пропустит. А про кладовые, где хранятся излишки продуктов и вовсе смешно — у нас их нет. В школу привозит питание частная компания, выигравшая конкурс. Эта же контора отмеряет вес порций, но и это несоблюдение тоже почему-то вменяют директору», – добавил член управляющего совета.
Когда он завел речь о том, что в школе, по мнению администрации, не следят за посещением состоящих на учете МВД подростков, в зале раздался гогот. «У нас всего три таких, оказавшихся в неблагополучной семье. За каждым тщательно приглядывают все», – подождав, пока в зале отсмеются, заключил он.
Родители, обсудив ситуацию, принялись писать петицию «высшим силам»: президенту Владимиру Путину, министру образования Ольге Васильевой, главе района Юлии Киселевой. В электронной версии это прошение вернуть в школу Анаит Тотолян набрало уже больше 1000 голосов на сайте change.org.
Кандидат на лучшего директора
На самом деле Тотолян, хоть и не значится с 25 августа директором учреждения, все же постоянно ходит в школу: в ее расписании 11 часов в неделю уроков французского языка. «Когда появился этот приказ, я была на рабочем месте — ведь самая горячая пора перед 1 сентября, тут же были и другие учителя. Под конец дня выйти из школы я не смогла. У входа стояло почти 400 человек: учеников, родителей и выпускников. Был даже мальчик, который ушел в другую школу, не закончив нашу. Почему так произошло, я не понимаю, теперь я хожу на уроки и думаю, раз дети видят меня в школе, они, наверное, как-то успокоятся. Но я захожу в класс и от них слышу: "Директор идет"», – рассказала «Фонтанке» Тотолян.
Нарушения, которые ей предъявляют, экс-директор мягко называет «недоразумением». «Ну как можно говорить, что в школе не ведется контроль за посещаемостью, если ранее на основании данных этой посещаемости был сделан вывод о том, что кто-то не пришедший на занятия был накормлен обедами?» – удивляется руководитель с почти 20-летним стажем. Как вспоминает Тотолян, последняя внеплановая проверка в школе состоялась в июне, когда все были заняты выпускными и экзаменами. Будто бы с намерением ее провести пришла сотрудник районного отдела образования и без надлежащих документов изъяла из медицинского кабинета справки, а из учительской — журнал. «У нас, если кого-то недосчитаются даже на первом уроке, сразу ставят об этом в известность родителей. При этом в этом году во время гриппа комитет по образованию официально рекомендовал оставить детей дома, учитывали ли это проверяющие? Неизвестно», – разводит руками уволенный директор.
Еще одна претензия, которую предъявляют ей в районе, — семейственность: в школе работает учителем информатики дочь Тотолян. «У нас непростой коллектив, и каждый в него кого-то привел в свое время. В школе нет случайных людей. 10 лет назад пропал без вести посреди учебного года наш учитель информатики, надо было срочно кого-то находить на замену. Сложная ситуация, и непонятно было, найдется ли он. Я упросила дочь, отличного специалиста, подменить его, так вот она и осталась. Дочь — федеральный эксперт по ЕГЭ и районный методист, разве я могла повлиять на эти ее заслуги? А в декларации я всегда ее указывала, в районе обо всем знали, да и по закону ведь все верно: мне нельзя было бы брать ее в школу на должность, связанную с финансами, например, в бухгалтерию, учителем – можно».
Как говорит Тотолян, перемены в отношении к ней в районной администрации произошли буквально за полгода, ведь еще весной руководитель отдела образования предложила ей участие в конкурсе на звание лучшего директора города. «Обо мне снимали ролик в районном центре. Но во второй тур я не прошла и предложила в следующий раз взять кого-то другого — я не самый современный директор. Тогда в районе настояли: и в следующем году выдвинут».
«Я работаю на детей и учителей, а не на чиновников. Работаю честно. За последние годы у нас нет ни одного не получившего аттестат выпускника, потому что мы не бегаем только за отличниками, как многие, мы бегаем за всеми. Школа — на 12-м месте среди 100 лучших школ Петербурга. Я все время повторяю: произошедшее – недоразумение, и надеюсь, что его разрешит глава района», – добавляет Тотолян.
Школьная чехарда
В разговоре с «Фонтанкой» экс-глава 29-й школы также поделилась предположением, почему такое «недоразумение» произойти могло: «Соседняя 28-я школа расформирована, может быть, кому-то понадобилось место директора?»
Примечательно, что о новом статусе школы № 28 в качестве Регионального центра аутизма стало известно не так давно, а именно — после скандала, связанного с закрытием школы-сада № 687 «Центр реабилитации ребенка» в Центральном районе http://www.fontanka.ru/2016/04/02/068/. В марте этого года родители ее воспитанников тоже шумели, подозревая, что закрытие школы на ремонт приведет к расформированию уникального учебного учреждения. После писем Путину и во все городские СМИ ситуация сдвинулась с мертвой точки, и родителям пообещали, что найдут для их детей новое здание. Таким образом, 1 сентября Региональный центр аутизма открылся на Васильевском острове, а школа № 28 присоединилась к школе № 5.
Образовательные учреждения в Василеостровском районе за последние 5 лет все чаще подвергаются укрупнению. Так, например, несколько школ присоединили к «районному гиганту» – гимназии № 642 «Земля и Вселенная». По утверждению местных депутатов, наблюдается определенная закономерность и в кадровой политике в сфере образования в районе. «После выборов 2011 – 2012 годов и суда с «честной учительницей», заявившей о нарушениях на выборах, начальница районного отдела образования Наталья Назарова пошла на повышение, став замглавы района. Поддержавшая ее директор 24-й школы Ольга Цибизова оказалась на ее месте. Заведующая детским садом Галия Бикаева, также писавшая письмо в поддержку Назаровой, после расформирования одного детского сада возглавила другой», – рассказала муниципальный депутат Нэлли Вавилина, которая также 6 сентября приехала в школу № 29 поговорить с родителями. Логика следующих возможных кадровых перестановок Вавилиной кажется понятной: по ее мнению, и в этот раз лояльную и подписавшуюся в поддержку Назаровой директрису 28-й школы, попавшей под расформирование, могут попытаться сохранить на руководящем посту.
Впрочем, столь конспирологические версии отвергает сама Тотолян: «Школа, да и эта ситуация, – вне политики».
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»