Президент России Владимир Путин посетит в начале декабря Японию, где будет обсуждать будущее Курильских островов. Почему японцы уверенно ждут от нас возвращения так называемых «северных территорий» разбиралась "Фонтанка".
Государственная принадлежность четырех островов Южной группы Курильского архипелага по-прежнему является приоритетным вопросом развития российско-японских отношений. Такой вывод можно сделать по итогам Восточного экономического форума, в ходе которого российский и японский лидеры обменялись заявлениями, позволяющими предположить начало этапа серьезных переговоров о судьбе спорных островов. Японский премьер, вероятно, предварительно ознакомившись с «понятиями ленинградской улицы», призвал Владимира Путина решить вопрос о территориальном споре по-мужски.
«Давай проявим смелость, возьмем на себя ответственность, преодолеем трудности и оставим будущим поколениям мир, где Россия и Япония раскроют свой мощный потенциал. Давай поставим точку в ненормальной ситуации, которая длится уже более 70 лет, и вместе начнем новую эпоху российско-японских отношений, которая продлится еще 70 лет…», – предложил Синдзо Абэ, обращаясь к Путину на «ты». Владимир Владимирович «на слабо» не повелся, ответив традиционно уклончиво, что «…эту проблему нужно решить, но мы будем это делать, исходя из наших национальных интересов».
Как известно, наши «национальные интересы» существуют в этом регионе начиная с 18 века, когда начались первые споры о расположении государственной границы России и Японии. За это время государства несколько раз воевали между собой, а «в перерывах между боями» подписали в разное время пять территориальных договоров и более 10 других дипломатических документов меньшего масштаба, в хитросплетениях которых сегодня не могут разобраться ни дипломаты, ни историки.
Статус всей группы Курильских островов, как части Российской Федерации, закрепился по итогам Второй мировой войны. Но к 1951 году, на который пришлось возвращение национального суверенитета от американцев японскому правительству, для США Япония стала важным союзником, а СССР – главным противником. Поэтому в проекте мирного договора, который получил название «Сан-Францисского», японцы отказались считать четыре острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи частью русской Курильской гряды и потребовали вернуть их в состав Японии. На переговорах их поддержали американцы, советская делегация подписать этот договор отказалась. Ударная «пятилетка» советско-японских переговоров привела к появлению в 1956 году совместной «московской декларации», которая предусматривала подписание мирного договора и возвращение Японии островов Хабомаи и Шикотана, с оставлением Кунашира и Итурупа в составе СССР. Но подписание договора заблокировали американцы, пригрозив японцам в этом случае забрать себе остров Окинава, где находилась их военная база.
Впрочем, отсутствие «мирного договора» не помешало восстановлению в 1956 году российско-японских дипломатических отношений и развитию экономических связей между государствами. Но для японцев возврат «северных территорий» это вопрос не только развития экономики, но национального престижа, и от попыток установить свой суверенитет над этими островами дипломатическим путем они не отказываются все шесть десятилетий мирного сотрудничества.
Сегодня Южные Курилы с большой Россией связывают разве что язык и валюта. Местное население, количество которого не превышает 10 тысяч человек, экономически полностью зависит от торговых отношений с Японией. На Курилах не найти автомобилей с левым рулем, а в квартирах граждан трудится японская бытовая техника 110-вольтовой электрической сети, работающая через самодельные трансформаторы. Японские телепередачи на Южных Курилах поймать проще отечественных, а до Токио добраться быстрее, чем до Владивостока. Жители островов в большинстве заняты на добыче морских биоресурсов, большая часть которых закупается японскими компаниями. А в «суровые 90-е» японская иена была на островах главной расчетной единицей.
Правительство России запустило несколько программ по развитию экономических связей Курил с «большой землей», но действенных результатов они пока не приносят. Например, в 1992 году на Итурупе было открыто крупнейшее в мире месторождение руды редкоземельного металла рения, средняя цена которого составляет около 7 тысяч долларов за килограмм. Рений используется при производстве сверхтугоплавких сплавов, в космических технологиях, химической и электронной промышленности. За 25 лет промышленная добыча «рения» на Итурупе так и не была освоена.
Единственное, что сегодня успешно развивается на Южно-Курильских островах, это военная составляющая. С 2012 года на островах ведется активное развитие инфраструктуры Восточного военного округа и увеличивается количество воинских подразделений, самое известное из которых – единственная в России пулеметно-артиллерийская дивизия, штаб которой расположен на Итурупе. Военные размещают на островах современные береговые ракетные комплексы и системы ПВО, реконструируют военные городки и причалы. По оценкам экспертов, количество российских военнослужащих, несущих сегодня на островах службу, превышает количество мирных граждан.
В современной России работу дипломатов по урегулированию территориального спора осложняет устойчивое общественное мнение, сформировавшееся в период политической нестабильности 90-х годов. Бытующая легенда, о том, что «пьяный Борька чуть не подарил японцам Курилы» сегодня будит в каждом патриотически настроенном гражданине инстинкты «пограничника Карацупы», и возобновление переговоров о возврате даже части спорных островов японцам воспринимается обществом как «измена Родине».
Этому есть и объективные причины. Несмотря на деградацию экономики спорных островов, наличие их в составе нашего государства имеет важное значение. Владение всеми островами Курильской гряды позволило нашим дипломатам в 2014 году добиться в ООН признания шельфа Охотского моря континентальным шельфом России и существенно осложнить возможность военно-морским силам иностранных государств легально присутствовать в акватории этого моря. Кроме того, шельф Охотского моря богат на углеводороды и биоресурсы, также являющиеся на основе международного права собственностью России. Передача островов или части из них Японии однозначно повлечет за собой пересмотр правового статуса Охотского моря и позволит японцам вести на шельфе экономическую деятельность.
На сегодняшний день практически невозможно представить себе масштаб «выгодного предложения», которое должна сделать нам Япония в обмен на полную уступку четырех островов. Подобное решение по своему общественно-политическому значению приблизится к продаже в 1867 году Россией Северо-Американским Соединённым Штатам территорий Аляски и Алеутских островов. В любом случае, как и 150 лет назад при продаже Аляски, решать этот сложный вопрос народу России не придется, так как в соответствии со статьей 6 действующей редакции федерального закона «О референдуме Российской Федерации» «на общероссийский референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, и вопросы о применении чрезвычайных мер по обеспечению безопасности населения».
Сегодня гражданин России разве что может попробовать получить в собственность гектар спорной дальневосточной земли, оформив заявку через интернет-портал «На Дальний восток». На карте предназначенных к раздаче гражданам России дальневосточных земель спорные «северные территории» пока присутствуют.
Иван Баранов для "Фонтанка.ру"