Санкт-Петербургское УФАС временно запретило Смольному заключать контракт на создание прототипа системы общественного транспорта. На документацию подана жалоба. Комитет по информатизации и связи (КиС), впрочем, уже фактически анонсировал подписание договора с московской компанией, ключевым владельцем которой является топ-менеджер ВТБ.
Напомним, в конце августа 2016 года Смольный объявил аукцион на выполнение второй очереди работ по созданию комплексной информсистемы управления городским пассажирским транспортом (КИСУ ГПТ) с начальной (максимальной) стоимостью 28 млн 102 тыс 366 рублей 50 копеек. За эту сумму победитель должен представить концепт (опытный образец) из бортового компьютера, терминала оплаты проезда (валидатора), автомата по продаже разовых билетов, датчиков пассажиропотока и информационного табло, которое должно показывать курсы валют, исторические справки об улицах и домах, новости часа, метеопрогноз и другое.
Как следует из документации на сайте госзакупок, 13 сентября УФАС Петербурга приостановило определение победителя и заключение контракта в связи с поданной жалобой и рассмотрения ее по существу. Сама она не опубликована. По данным «Фонтанки», один из претендентов оспаривал требование к участникам обязательно иметь лицензию ФСБ, так как создание макета, пусть и рабочего, не подразумевает передачу данных, которые необходимо шифровать.
Согласно сайту госзакупок, на аукцион заявились 5 компаний. Четыре заявки КиС отклонил. По информации «Фонтанки», по одному основанию. В заявках не была указана страна происхождения конечного продукта (комплекса), хотя в техдокументации такое требование отсутствует, а только страны происхождения компонентов.
В конечном итоге осталась только одна заявка – от уже известной петербургским водителям московской компании «НТЦ Измеритель». Она входит в группу «Штрих», ключевым владельцем которой является вице-президент ВТБ Игорь Зубков, вошедший в бизнес за пару недель до презентации платного парковочного пространства в центре Петербурга. «Измеритель» также выиграл конкурсы на автоматизацию стоянок (замену сторожей шлагбаумами). Деньги из бюджета были выплачены, шлагбаумы поднимались вручную fontanka.ru/2016/02/02/159/.
14 сентября, уже после решения УФАС о приостановке процедуры, Смольный признал заявку «Измерителя» соответствующей требованиям, а аукцион – несостоявшимся. По практике, с единственным участником заключается договор как с единственным поставщиком. В своем предложении «Измеритель» указал сумму, которая до копеек совпадает с максимальной ценой контракта.
«Фонтанка» уже сообщала, что «Штрих» и ВТБ давно проявляют интерес к КИСУ. Подтверждением этому служат методические указания, которые 1 сентября были разосланы «Пассажиравтотрансу» и «Горэлектротрансу» от имени замдиректора «Организатора перевозок» Максима Эмм. Они, как указано, подготовлены в Москве, содержат требования к оснащению автобусов-трамваев-троллейбусов именно тем набором устройств, которые поставит «Измеритель». В них также говорится о создании КИСУ в формате государственно-частного партнерства.
Формально исполнение прототипа не гарантирует подрядчику контракт на создание всей системы (вложения в нее могут составить до 12 млрд рублей), но городских перевозчиков, очевидно, готовят к сотрудничеству именно с группой «Штрих».